Диалоги вместо истерик

Предыдущая статья Следующая статья

Специальный показ спектакля «Разговоры после погребения» ко Всемирному дню театра

25 марта на сцене «Театра в Хамовниках» состоялся показ спектакля «Разговоры после погребения» в постановке Вадима Дубровицкого. Главные роли сыграли Роза Хайруллина, Валентин Смирнитский, Евгений Дятлов, Нелли Уварова, Алексей Вертков, Татьяна Казючиц и Полина Чернышова. Спектакль приурочен ко Всемирному дню театра и поставлен по пьесе Ясмины Резы.

©Владислав Трифонов / Журналист Online

Ясмина Реза - французская писательница и драматург. В 1987 году «Разговоры после погребения» были отмечены премией Мольера - главной театральной премией Франции. Помимо этой пьесы Ясмина Реза написала еще несколько произведений, получивших награды в разных странах  (пьесы «Арт», «Человек случая», «Бог Резни»), а в 2011 году стала автором сценария для экранизации одной из своих работ Романом Полански (к/ф «Резня»).

Пьеса начинается с выдержки из дневника умершего безымянного героя и его погребения в родном поместье. На похоронах собралась вся семейная чета: сестра, два брата, любовница, которая будучи с одним из них полюбила второго, и их дядя со своей супругой. В начале пьесы зритель ничего не знает о персонажах, их предыстория раскрывается с течением сюжета. Двигателем же самого сюжет становятся диалоги.

Французский театр с начала 70-х годов 20 века делится на условные течения. Пьеса Ясмины Резы относится к так называемому «разговорному театру». В пьесе полностью отсутствует действие, вместо него - «тарантиновские» диалоги средних буржуа.

Изначально все герои стоят в оппозиции друг к другу. У всех есть «раздражитель», который связывает их как с отцом, так и с их личными проблемами. Находясь в общей обстановке недосказанности и неприязни, герои вынуждены столкнуться с призраками прошлого, за которыми каждый раз всплывает фигура властной главы семейства. "Я уверен, что мы еще встретимся", - говорит умирающий герой старшему сыну Натану перед смертью.

Образ отца незримо присутствует в спектакле через декорации. В тексте пьесы Ясмина Реза пишет: «Никакого реализма. Открытое единое пространство. Лес, лужайка, дом обозначаются условно и последовательно». Сценограф Николай Симонов перенес задумку автора на сцену, но добавил к декорациям большой дуб, под которым похоронили главу семейства. Широкий и черный ствол дерева на протяжении всего спектакля стоит на сцене, как тень покойника. Создается ощущение наличия в действии невидимого актера, чей персонаж вместе со зрителем наблюдает за тем, как оголяются нервы его детей. А беззащитность этих нервов перед проблемами демонстрирует подмена криков и ссор подавленными трауром разговорами: «Папа, послушай меня. Ты вынужден меня выслушать, твои ноздри заполнены землей, ты не можешь заорать. Теперь я ору один, я только и делаю, что ору. Когда я смотрю на себя, мне кажется, что я старичок. Я ору, суечусь как шавка, что-то сжимает мне губы».

Основной тон всем диалогам задают два героя-философа: Алекс, литературный критик, сыгранный Алексеем Вертковым, и Пьер, дядя детей умершего отца в исполнении Валентина Смиртнинского. «Сорок три... Я видел, как ты родился, а тебе уже сорок три года... В твоем возрасте мне казалось, что все уже позади, все кончено, завершено...Что-то вроде истлевшего рая», - в процессе спектакля два актера создают неосязаемую связь между своими персонажами взглядами, мимикой и общим ощущением происходящего вокруг, а их диалоги вплетают в бытовое полотно пьесы философские смыслы. 

Валентин Смиртнинский выстроил связь и с Розой Хайрулиной. Их персонажи - старые супруги, прибывшие на похороны. Их дуэт с самого начала вносит в пьесу комическое, а их диалоги, пропитанные любовью друг к другу, выделяются на фоне разговоров других героев: «-Забавно, что никто из всех троих так и не женился. -Да. -Особенно странно для людей их поколения. Это нетипично. -Я женился на тебе в шестьдесят три года. -Ты - не пример».

Время между сценами режиссер заполнил короткими затемнениями с оглушающим звуком из колонок. Сами актеры говорят тихо и подавленно, и поэтому используют микрофоны. Все звуки в спектакле направлены на то, чтобы зритель почувствовал вибрацию траура.

Но траур заканчивается. В конце первого акта начинается дождь - еще одна особенность пространства, созданного Николаем Симоновым. Осадки заставляют героев собраться в одном месте и «научиться говорить заново». «Спектакль об обнаружении в себе свободы через любовь», - говорит режиссер в пресс-релизе. И именно на любовь и «нежность, которая сжимает сердце», в конце пьесы натыкаются оголенные нервы персонажей, ищущих истину в разговорах после погребения.

04.02.2024
"Мы должны ставить новые вопросы"
На журфаке МГУ стартовала международная научно-практическая конференции по журналистике
20.08.2023
"Это редкая возможность посмотреть друг другу в глаза"
В Москве прошел Медиафорум стран СНГ "Развитие медиа в меняющемся мире"
10.04.2023
Доклады, кубки, мастер-классы
Медиафорум, День открытых дверей и подведение итогов Фестиваля школьных СМИ на журфаке МГУ
26.10.2022
Психология первого курса
О борьбе со стрессом на первом курсе рассказала психолог факультета журналистики МГУ Марина Геннадьевна Сазонова