Текст: Илья Шумин
В «Центре искусств. Москва» прошёл музыкальный вечер в необычном формате «концерт-лекция». Пианистка Анна Паклина рассказала пришедшим о том, как правильно слушать музыку.
Формат мероприятия позволяет не только представить музыкальное произведение, но и рассказать о нём, о его авторе. Исполнитель получает возможность общаться с аудиторией, спрашивать её о впечатлениях.
Такой формат облегчает понимание классики. Ведь знание о жизни композитора, о его увлечениях и эпохе, в которую он жил, помогает слушателю лучше понять художественное произведение. Конечно, почитать биографию автора можно и в интернете, и это приведёт к новому восприятию музыки. Получается, концерт-лекция – это мероприятие, к которому не нужно готовиться: о произведениях рассказывают на месте, ликвидируя недостаточную музыкальную грамотность слушателей. Не случайно название организатора вечера – просветительское арт-ведомство «ЛИКБЕЗ».
Анна Паклина является лауреатом международных конкурсов, одним из организаторов арт-ведомства, исследователем музыки.
По её словам, для того чтобы понимать классику, нужно попасть в своеобразный поток энергии, который являет произведение. Попасть в поток можно, если услышать в композиции зашифрованный сюжет.
Зашифрованный сюжет в музыке примерно то же самое, что символика на картине. Но ведь на полотне история прочитывается очень часто только с помощью объяснений экскурсовода. В музыке тоже нужен своеобразный «экскурсовод» (в виде лектора или в виде информации из интернета), который поможет расшифровать сюжет. Таким образом, концерт классической музыки не развлечение, как и чтение хорошей книги. Но это не значит, что понимание «трудной» музыки в конечном счёте не доставляет удовольствия.
Анна Паклина рассказала, что музыка одной тональности обычно посвящена одинаковым темам. Например, тональность «до минор» считается революционной. А музыка в тональности «ре мажор» почти всегда будет о любви.
Классическая музыка – это музыка Европы, так как американская музыка получила развитие лишь в XX веке. А в Европе большое значение всегда имело христианство. Это нельзя не иметь в виду при прослушивании классики, особенно Баха, у которого вся музыка – расшифровка Евангелия.
К композициям XX века неприменимы категории «красиво» и «некрасиво». История прошлого века трагична, и не удивительно, что музыка этого времени часто кажется слушателю настоящим кошмаром.
Ещё один лайфхак – помнить о национальности композитора. Финны медлительны, итальянцы любят петь, а немцы – философствовать. Кстати, философия Ницше учит понимать музыку иначе: «Пианист, который играет произведение великого композитора, сыграет лучше всего, если заставит нас забыть автора и если будет казаться, будто он рассказывает историю из своей собственной жизни или именно сейчас что-то переживает».
Анна Паклина провела несколько квестов, или музыкальных игр. Один из них заключался в том, что слушателям нужно определить национальность композитора по характеру его сочинения. При этом в них не было традиционных национальных мотивов: в случае с ними ответ был бы очевиден.
Выиграть в подобной музыкальной викторине очень непросто. Вы можете знать о «сумрачном германском гении», вечно ищущем смысл жизни. Вы можете отличить его от француза, который думает либо о любви, либо об экономике, то есть о том, как сделать жизнь лучше. Вы можете отличить немца от итальянца с его драматизмом и от испанца с его солнечными думами. Но как отличить немца от русского? Ведь оба мрачно философствуют. А в итоге может оказаться, что тосковал композитор-испанец, ибо он был пресыщен пейзажами с невыносимо низкими деревцами и выжженной землёй.
Другой квест предлагал угадать автора по впечатлению от его портрета. Рахманинов представляется жёстким, сильным и даже грубым характером, а Скрябин – мечтательным эксцентриком. Это видится в тяжёлом и суровом взгляде Рахманинова, в закрученности усов Скрябина.
В заключение интерактивная лекция стала всё более напоминать концерт. Анна Паклина исполнила «Испанскую рапсодию» Листа, сказав прежде пару слов об этом виртуозе и главном любовнике Парижа.
«Испанская рапсодия» - многочастное произведение, и здесь возникает вопрос, когда можно хлопать. Части взаимосвязаны, поэтому считается, что аплодисменты между частями разрушают единую концепцию. К слову, в XIX веке хлопать между частями разрешалось. Итак, аплодировать стоит тогда, когда исполнитель встал и поклонился.
В заключение Анна Паклина и скрипач Никита Буднецкий представили сонату для скрипки французского композитора Франка.