Классика с примечаниями

Предыдущая статья Следующая статья

Рассказ пианистки о том, как слушать музыку прошлых эпох

Текст: Илья Шумин

В «Центре искусств. Москва» прошёл музыкальный вечер в необычном формате «концерт-лекция». Пианистка Анна Паклина рассказала пришедшим о том, как правильно слушать музыку.​

©Илья Шумин / Журналист Online

Концерт плюс лекция равно...

Формат мероприятия позволяет не только представить музыкальное произведение, но и рассказать о нём, о его авторе. Исполнитель получает возможность общаться с аудиторией, спрашивать её о впечатлениях.

Такой формат облегчает понимание классики. Ведь знание о жизни композитора, о его увлечениях и эпохе, в которую он жил, помогает слушателю лучше понять художественное произведение. Конечно, почитать биографию автора можно и в интернете, и это приведёт к новому восприятию музыки. Получается, концерт-лекция – это мероприятие, к которому не нужно готовиться: о произведениях рассказывают на месте, ликвидируя недостаточную музыкальную грамотность слушателей. Не случайно название организатора вечера – просветительское арт-ведомство «ЛИКБЕЗ».

Музыка как зашифрованный сюжет

Анна Паклина является лауреатом международных конкурсов, одним из организаторов арт-ведомства, исследователем музыки.

По её словам, для того чтобы понимать классику, нужно попасть в своеобразный поток энергии, который являет произведение. Попасть в поток можно, если услышать в композиции зашифрованный сюжет.

Увлекательная переписка в «WhatsApp’е» точно не способствует попаданию в этот самый поток энергии.
Анна Паклина

Зашифрованный сюжет в музыке примерно то же самое, что символика на картине. Но ведь на полотне история прочитывается очень часто только с помощью объяснений экскурсовода. В музыке тоже нужен своеобразный «экскурсовод» (в виде лектора или в виде информации из интернета), который поможет расшифровать сюжет. Таким образом, концерт классической музыки не развлечение, как и чтение хорошей книги. Но это не значит, что понимание «трудной» музыки в конечном счёте не доставляет удовольствия.

Классические лайфхаки

Анна Паклина рассказала, что музыка одной тональности обычно посвящена одинаковым темам. Например, тональность «до минор» считается революционной. А музыка в тональности «ре мажор» почти всегда будет о любви.

Классическая музыка – это музыка Европы, так как американская музыка получила развитие лишь в XX веке. А в Европе большое значение всегда имело христианство. Это нельзя не иметь в виду при прослушивании классики, особенно Баха, у которого вся музыка – расшифровка Евангелия.

К композициям XX века неприменимы категории «красиво» и «некрасиво». История прошлого века трагична, и не удивительно, что музыка этого времени часто кажется слушателю настоящим кошмаром.

Ещё один лайфхак – помнить о национальности композитора. Финны медлительны, итальянцы любят петь, а немцы – философствовать. Кстати, философия Ницше учит понимать музыку иначе: «Пианист, который играет произведение великого композитора, сыграет лучше всего, если заставит нас забыть автора и если будет казаться, будто он рассказывает историю из своей собственной жизни или именно сейчас что-то переживает».

©Илья Шумин / Журналист Online

Внимание, квесты!

Анна Паклина провела несколько квестов, или музыкальных игр. Один из них заключался в том, что слушателям нужно определить национальность композитора по характеру его сочинения. При этом в них не было традиционных национальных мотивов: в случае с ними ответ был бы очевиден.

Выиграть в подобной музыкальной викторине очень непросто. Вы можете знать о «сумрачном германском гении», вечно ищущем смысл жизни. Вы можете отличить его от француза, который думает либо о любви, либо об экономике, то есть о том, как сделать жизнь лучше. Вы можете отличить немца от итальянца с его драматизмом и от испанца с его солнечными думами. Но как отличить немца от русского? Ведь оба мрачно философствуют. А в итоге может оказаться, что тосковал композитор-испанец, ибо он был пресыщен пейзажами с невыносимо низкими деревцами и выжженной землёй.

Другой квест предлагал угадать автора по впечатлению от его портрета. Рахманинов представляется жёстким, сильным и даже грубым характером, а Скрябин – мечтательным эксцентриком. Это видится в тяжёлом и суровом взгляде Рахманинова, в закрученности усов Скрябина.

Когда можно хлопать

В заключение интерактивная лекция стала всё более напоминать концерт. Анна Паклина исполнила «Испанскую рапсодию» Листа, сказав прежде пару слов об этом виртуозе и главном любовнике Парижа. 

Лист был, можно сказать, поп-идолом, говоря нашим языком, то есть делались дамские перчатки с его портретами. А дамы, когда видели вот это невообразимо прекрасное зрелище (портрет, красивое лицо Листа), падали в обморок от восторга, естественно, как полагается дамам эпохи романтизма.
Анна Паклина

«Испанская рапсодия» - многочастное произведение, и здесь возникает вопрос, когда можно хлопать. Части взаимосвязаны, поэтому считается, что аплодисменты между частями разрушают единую концепцию. К слову, в XIX веке хлопать между частями разрешалось. Итак, аплодировать стоит тогда, когда исполнитель встал и поклонился.

В заключение Анна Паклина и скрипач Никита Буднецкий представили сонату для скрипки французского композитора Франка.

04.02.2024
Друг и враг журналиста?
На журфаке МГУ прошел круглый стол по ИИ с экспертами компании Яндекс
07.12.2021
Шанс для новых экологических проектов
Как гранты помогают молодым людям начать свое экодело
09.10.2022
Через формулы к гармонии
В Фундаментальной библиотеке МГУ прошла интерактивная лекция о математике и музыке
20.08.2023
Синефилы в Ясной Поляне
В Тульской области завершился выезд Школы кинокритики