Калейдоскоп архивного кино

Предыдущая статья Следующая статья

На Московском фестивале архивных фильмов показали более 80 шедевров советского и мирового кинематографа

В Москве с 6 по 15 октября состоялся III Московский международный фестиваль архивных фильмов. Мероприятие проходило на трех площадках: “Инженерный корпус” Третьяковской Галереи, “Иллюзион” и “Зотов.Кино”. Зрители посетили 10 программ и увидели более 80 картин. Фестиваль прошел под эгидой Госфильмофонда России.

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Акцент фестиваля сделан на реставрациях, кинопробах известных актеров, экспериментальном и научно-популярном кино, а также фильмах, полученных в рамках культурного обмена. Важное место в кинонеделе заняли премьерные показы мировых архивных находок. Кроме того, большая часть картин была показана с пленки на языке оригинала.

А что чувствуете вы?

7 октября состоялась программа “Осторожно, дети!”. Представленные картины – “Парамон и Аполлинария”, “Ангел мой”, “Неизвестная” – демонстрируют неразрешимость морально-этических взаимоотношений в советском обществе, глубинный духовный распад. Особенно негативно это сказывается на детских чувствах. Разочарование и печаль, безуспешный поиск любви и доброты – то, что вызывает самые разные, а главное искренние эмоции при просмотре. 

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Программу оживил совершенно новый формат проведения дискуссии. Выяснить, какие мысли и чувства переполняют зрителей после просмотра, услышать фидбэки и поделиться профессиональной оценкой помогли руководитель сообщества психологов сервиса «Ясно» Екатерина Артеменко и психолог, специализирующийся на работе с подростками, гештальт-терапевт Илья Хломов. В центре обсуждения встал вопрос: “Какие чувства вызывают кинокартины?”. Зрители по очереди говорили о своих эмоциях: “Неоднократно давала волю слезам при просмотре”, “Мне захотелось обнять маленького мальчика”, “Испытываю чувство жалости и большой печали”. 

© Кристина Поляковская / Журналист Online

Многие делились своими личными историями и пройденными этапами, поэтому спустя час “живого” общения зрительный зал погрузился в особенную атмосферу дружелюбия, понимания и поддержки.

Счастье создается дома

Взаимоотношениям внутри семьи посвящено сразу несколько картин фестиваля. Одной из них стал фильм “Возвращение” – типичная ленинградская картина, создающая вполне специфический образ города. Особое внимание уделяется любви, заботе и самоотверженности в семье главных героев. Название напрямую связано с сюжетом фильма. В жизни маленького мальчика появляется любимый отец, вернувшийся из Арктики. Они не сразу верят своему счастью, но понимают, что начинается новая жизнь. Здесь показаны искренние переживания близких людей, сплочение родственников и друзей, смелые поступки ради семейного благополучия, честность и умение прощать. Счастливый финал вызвал бурю оваций в зрительном зале и подарил посетителям радостные эмоции.

© Кристина Поляковская / Журналист Online
© Кристина Поляковская / Журналист Online
© Кристина Поляковская / Журналист Online

От большой любви до больших результатов

В центре “Зотов.Кино” прошел показ короткометражных фильмов “Час ученичества” и “Пятый международный”. Первый повествует о школе 1970-х годов. Эта кинокартина – отличная возможность понаблюдать за работой передовых учителей того времени – Эммы Волковой, Виктора Шаталова, Игоря Волкова, Виктора Садчикова. Мудрые мысли учителей, их грамотное отношение к профессии, безусловная любовь к детям убеждают зрителя, что школа, образование и педагогическая деятельность всегда имеют будущее. Главное – верить в каждого ученика, “жить” профессией и всегда искать творческий подход. Этим правилам всю жизнь придерживался великий советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский, для которого личность ребенка всегда была высшей ценностью, а сама профессия – безусловным долгом, талантом и даром. 

“Пятый международный” – картина о любви к музыкальному искусству, о многолетнем труде каждого, кто стремился к участию и победе в пятом музыкальном конкурсе имени П. И Чайковского. В фильме идеально передается атмосфера многолетней подготовки, волнения в закулисье, “замирания” в зрительном зале. Для каждого из конкурсантов победа являлась результатом великого труда и большого непростого пути. Поэтому показанные крупным планом финалисты с их будто остановившимися на мгновение чувствами и глазами, полными слез счастья, – напоминание о том, что развитие таланта, усердная работа и полная отдача своему делу всегда приводят к успешному результату и исполнению даже самых грандиозных желаний. 

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Журналистская сенсация – история Голливуда

10 октября состоялся показ “Охотника за фотографиями” – голливудского фильма 1933 года. Журналисты в эпоху немого кино появлялись довольно редко, и это были, как правило, второстепенные персонажи – честные герои “пера и шпаги”. Но с приходом в кино звука продюсеры были вынуждены приглашать на должности сценаристов сначала бродвейских драматургов, а затем и журналистов. Их пришло огромное количество. Так, например, на студии Columbia Pictures сценарный отдел из 30 человек состоял полностью из журналистов. 

В “Охотник за фотографиями” Ллойд Бэйкон был приглашен в качестве замены для другого режиссера, так как уже имел опыт в создании журналистских фильмов. В этой кинокартине циничный и достаточно язвительный юмор проникает почти в каждую сцену. Очевидно было, что на главную роль Дэнни Кина здесь нужен Джеймс Кэгни, который в то время уже был звездой первой величины. Буквально за пару лет до этого он начинает сниматься в кино и становится известным благодаря роли циничного и в то же время обаятельного гангстера в фильме “Враг общества”.

© Кристина Поляковская / Журналист Online

Создавалось на основе реальных событий…

Зимой 1928 года в тюрьме Синг-Синг (США) на электрическом стуле казнили Рут Снайдер, убившую своего мужа. Журналист “New York Daily News” незаконным образом проник в тюрьму, где сумел сделать снимок в момент казни. На следующий день скандальная фотография была напечатана на первой полосе специального выпуска газеты. Фильм посвящает этому случаю целый эпизод. В частности, история с пожарным была взята из реальной жизни одного из сценаристов – Бена Хекта. Его нельзя увидеть в титрах, но он был причастен к созданию сюжета и являлся самым успешным и востребованным сценаристом журналистских фильмов классического Голливуда. Он на протяжении 20 лет работал репортером в криминальной хронике, и ему нередко удавалось писать сценарии на основе своей собственной жизни, в том числе и для гангстерских фильмов.

“Королева Кристина” – кто она?

12 октября состоялся показ голливудского фильма “Королева Кристина”. Это картина о невероятно счастливой, случайной любви, которая в одночасье превращается в нестерпимую трагедию. Режиссер Рубен Мамулян впервые в истории фильмографии формулирует то, как становятся кинодивами. В “Королеве Кристине” можно увидеть процесс превращения чувственной и эмоциональной девушки в недоступного “сфинкса”.

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Здесь важно упомянуть об актрисе Грете Гарбо, сыгравшей главную роль шведской королевы. Это великая актриса Голливуда, которую на протяжении всей профессиональной карьеры сравнивали с не менее успешной Марлен Дитрих.

Российский киновед и историк кино Андрей Икко рассказал о главных отличительных чертах актрис Голливуда: "Гарбо нельзя назвать распутной так же, как и Дитрих нельзя назвать “божественной” женщиной или таинственной дамой. Если Гарбо происходит из мира горнего, мира возвышенного, духовного, то Дитрих происходит из мира дольнего, мира порочного, греховного и земного. Это отличие было известно и продюсерам, и зрителям того времени, однако их общие черты – чувственность, умение вести себя на экране так же, как и в жизни придавали им отстраненный характер настоящих кинодив".

Режиссер фильма Рубен Мамулян – выходец из армянской семьи, работал в нескольких театрах Грузии и России, впоследствии стал в Москве учеником Евгения Вахтангова и начал свое путешествие с театром по миру. Однако с приходом советской власти он принял решение жить в Великобритании, затем в Нью-Йорке, продолжая работать режиссером. Его фильмы – очень тонкие, изощренные мелодрамы, наполненные светотенями и таинственностью.

Сеанс анимационных фильмов

Рудольф Айсинг – один из главных режиссеров музыкальных фильмов. “Поезжай-ка в Баффало” –  его занимательная анимация о том, как на небесах происходит распределение детей для всех родителей Земли, а после подготовки младенцев отправляют в клювах аистов. “Убежала миска с ложкой” – шуточная история об ожившем тесте, которое, выпив кружку дрожжей,  превращается в большого монстра. Айсинг подражал Уолту Диснею и имел возможность пользоваться картотекой музыкальной студии. 

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Творчество Дэйва Фляйшера интересно тем, что он создавал мультфильмы под разные коллективы и популярных певцов. В “Бу-буу, пой” звучит исполнение “The Funnyboners”, также он привлекал в свои работы таких знаменитостей как Кэб Кэллоуэй и Луи Армстронг. Во время музыкального отрывка киноэкран разделяется игровой вставкой и возникает караоке: персонажи мультфильма поют известные песни, а зрители могут с экрана считывать текст, подпевая героям.

“Я такой, каким уродился”, 1933  – тоже работа Дэйва Фляйшера. Это первый самостоятельный фильм знаменитого персонажа – Моряка Попая, который пользовался популярностью на протяжении десятилетий, несмотря на то, что в нем используются грубые шутки и даже абсурдистские моменты.

“Под русским соусом” – фильм, на котором от души смеялся весь зрительный зал. Это пародия на стиль “развесистой клюквы”, где действие происходит в вымышленной России, а анимационные персонажи исполняют “Эй, ухнем” и “Очи черные” – главный хит русских за рубежом.

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Станислав Дединский об уникальной находке – анимации “Баззи Буп на концерте”: “Это находка, которую я и мои коллеги сделали в 2018 году. Баззи – племянница той самой знойной красотки Бэтти Буп, черно-белой девушки в коротком платье из фильма “Кто подставил кролика Роджера”. Здесь она выглядит совершенно иначе, так как после 1930 года и введения кодекса Хейса, она превратилась в сельскую учительницу, скромную и неприметную девушку, которая привела свою племянницу на концерт, где происходит переполох. “Баззи Буп” считался последним утраченным фильмом из серии о Бэтти. Но теперь коллекция полностью восстановлена.”

© Кристина Поляковская / Журналист Online

Московский фестиваль архивных фильмов стал одним из самых важных событий осени 2023. Увидеть редкие кадры, насладиться “погружением” в каждую картину, испытать эмоции и узнать много нового о кинематографе от профессионалов индустрии – настоящий подарок для ценителей искусства и всех, кто стал частью этого большого проекта Госфильмофонда России.

10.07.2023
Москва на парадных плакатах
Во дворе Музея Москвы выставлена экспозиция столичных плакатов прошлого столетия
06.02.2024
"Мы делаем это ради студентов"
Журфак МГУ принял участников научной конференции со всей России и из стран СНГ
20.08.2024
"Не где снимают про войну, а где война"
Военкор и политический обозреватель телеканала RT Arabic Саргон Хадая рассказал о специфике работы журналиста в горячих точках
14.10.2024
Звездный гость: 337 суток над Землей
На фестивале науки состоялась встреча с летчиком-космонавтом Андреем Борисенко и телемост с экипажем Международной космической станции