Калейдоскоп архивного кино

Предыдущая статья Следующая статья

На Московском фестивале архивных фильмов показали более 80 шедевров советского и мирового кинематографа

В Москве с 6 по 15 октября состоялся III Московский международный фестиваль архивных фильмов. Мероприятие проходило на трех площадках: “Инженерный корпус” Третьяковской Галереи, “Иллюзион” и “Зотов.Кино”. Зрители посетили 10 программ и увидели более 80 картин. Фестиваль прошел под эгидой Госфильмофонда России.

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Акцент фестиваля сделан на реставрациях, кинопробах известных актеров, экспериментальном и научно-популярном кино, а также фильмах, полученных в рамках культурного обмена. Важное место в кинонеделе заняли премьерные показы мировых архивных находок. Кроме того, большая часть картин была показана с пленки на языке оригинала.

А что чувствуете вы?

7 октября состоялась программа “Осторожно, дети!”. Представленные картины – “Парамон и Аполлинария”, “Ангел мой”, “Неизвестная” – демонстрируют неразрешимость морально-этических взаимоотношений в советском обществе, глубинный духовный распад. Особенно негативно это сказывается на детских чувствах. Разочарование и печаль, безуспешный поиск любви и доброты – то, что вызывает самые разные, а главное искренние эмоции при просмотре. 

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Программу оживил совершенно новый формат проведения дискуссии. Выяснить, какие мысли и чувства переполняют зрителей после просмотра, услышать фидбэки и поделиться профессиональной оценкой помогли руководитель сообщества психологов сервиса «Ясно» Екатерина Артеменко и психолог, специализирующийся на работе с подростками, гештальт-терапевт Илья Хломов. В центре обсуждения встал вопрос: “Какие чувства вызывают кинокартины?”. Зрители по очереди говорили о своих эмоциях: “Неоднократно давала волю слезам при просмотре”, “Мне захотелось обнять маленького мальчика”, “Испытываю чувство жалости и большой печали”. 

© Кристина Поляковская / Журналист Online

Многие делились своими личными историями и пройденными этапами, поэтому спустя час “живого” общения зрительный зал погрузился в особенную атмосферу дружелюбия, понимания и поддержки.

Счастье создается дома

Взаимоотношениям внутри семьи посвящено сразу несколько картин фестиваля. Одной из них стал фильм “Возвращение” – типичная ленинградская картина, создающая вполне специфический образ города. Особое внимание уделяется любви, заботе и самоотверженности в семье главных героев. Название напрямую связано с сюжетом фильма. В жизни маленького мальчика появляется любимый отец, вернувшийся из Арктики. Они не сразу верят своему счастью, но понимают, что начинается новая жизнь. Здесь показаны искренние переживания близких людей, сплочение родственников и друзей, смелые поступки ради семейного благополучия, честность и умение прощать. Счастливый финал вызвал бурю оваций в зрительном зале и подарил посетителям радостные эмоции.

© Кристина Поляковская / Журналист Online
© Кристина Поляковская / Журналист Online
© Кристина Поляковская / Журналист Online

От большой любви до больших результатов

В центре “Зотов.Кино” прошел показ короткометражных фильмов “Час ученичества” и “Пятый международный”. Первый повествует о школе 1970-х годов. Эта кинокартина – отличная возможность понаблюдать за работой передовых учителей того времени – Эммы Волковой, Виктора Шаталова, Игоря Волкова, Виктора Садчикова. Мудрые мысли учителей, их грамотное отношение к профессии, безусловная любовь к детям убеждают зрителя, что школа, образование и педагогическая деятельность всегда имеют будущее. Главное – верить в каждого ученика, “жить” профессией и всегда искать творческий подход. Этим правилам всю жизнь придерживался великий советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский, для которого личность ребенка всегда была высшей ценностью, а сама профессия – безусловным долгом, талантом и даром. 

“Пятый международный” – картина о любви к музыкальному искусству, о многолетнем труде каждого, кто стремился к участию и победе в пятом музыкальном конкурсе имени П. И Чайковского. В фильме идеально передается атмосфера многолетней подготовки, волнения в закулисье, “замирания” в зрительном зале. Для каждого из конкурсантов победа являлась результатом великого труда и большого непростого пути. Поэтому показанные крупным планом финалисты с их будто остановившимися на мгновение чувствами и глазами, полными слез счастья, – напоминание о том, что развитие таланта, усердная работа и полная отдача своему делу всегда приводят к успешному результату и исполнению даже самых грандиозных желаний. 

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Журналистская сенсация – история Голливуда

10 октября состоялся показ “Охотника за фотографиями” – голливудского фильма 1933 года. Журналисты в эпоху немого кино появлялись довольно редко, и это были, как правило, второстепенные персонажи – честные герои “пера и шпаги”. Но с приходом в кино звука продюсеры были вынуждены приглашать на должности сценаристов сначала бродвейских драматургов, а затем и журналистов. Их пришло огромное количество. Так, например, на студии Columbia Pictures сценарный отдел из 30 человек состоял полностью из журналистов. 

В “Охотник за фотографиями” Ллойд Бэйкон был приглашен в качестве замены для другого режиссера, так как уже имел опыт в создании журналистских фильмов. В этой кинокартине циничный и достаточно язвительный юмор проникает почти в каждую сцену. Очевидно было, что на главную роль Дэнни Кина здесь нужен Джеймс Кэгни, который в то время уже был звездой первой величины. Буквально за пару лет до этого он начинает сниматься в кино и становится известным благодаря роли циничного и в то же время обаятельного гангстера в фильме “Враг общества”.

© Кристина Поляковская / Журналист Online

Создавалось на основе реальных событий…

Зимой 1928 года в тюрьме Синг-Синг (США) на электрическом стуле казнили Рут Снайдер, убившую своего мужа. Журналист “New York Daily News” незаконным образом проник в тюрьму, где сумел сделать снимок в момент казни. На следующий день скандальная фотография была напечатана на первой полосе специального выпуска газеты. Фильм посвящает этому случаю целый эпизод. В частности, история с пожарным была взята из реальной жизни одного из сценаристов – Бена Хекта. Его нельзя увидеть в титрах, но он был причастен к созданию сюжета и являлся самым успешным и востребованным сценаристом журналистских фильмов классического Голливуда. Он на протяжении 20 лет работал репортером в криминальной хронике, и ему нередко удавалось писать сценарии на основе своей собственной жизни, в том числе и для гангстерских фильмов.

“Королева Кристина” – кто она?

12 октября состоялся показ голливудского фильма “Королева Кристина”. Это картина о невероятно счастливой, случайной любви, которая в одночасье превращается в нестерпимую трагедию. Режиссер Рубен Мамулян впервые в истории фильмографии формулирует то, как становятся кинодивами. В “Королеве Кристине” можно увидеть процесс превращения чувственной и эмоциональной девушки в недоступного “сфинкса”.

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Здесь важно упомянуть об актрисе Грете Гарбо, сыгравшей главную роль шведской королевы. Это великая актриса Голливуда, которую на протяжении всей профессиональной карьеры сравнивали с не менее успешной Марлен Дитрих.

Российский киновед и историк кино Андрей Икко рассказал о главных отличительных чертах актрис Голливуда: "Гарбо нельзя назвать распутной так же, как и Дитрих нельзя назвать “божественной” женщиной или таинственной дамой. Если Гарбо происходит из мира горнего, мира возвышенного, духовного, то Дитрих происходит из мира дольнего, мира порочного, греховного и земного. Это отличие было известно и продюсерам, и зрителям того времени, однако их общие черты – чувственность, умение вести себя на экране так же, как и в жизни придавали им отстраненный характер настоящих кинодив".

Режиссер фильма Рубен Мамулян – выходец из армянской семьи, работал в нескольких театрах Грузии и России, впоследствии стал в Москве учеником Евгения Вахтангова и начал свое путешествие с театром по миру. Однако с приходом советской власти он принял решение жить в Великобритании, затем в Нью-Йорке, продолжая работать режиссером. Его фильмы – очень тонкие, изощренные мелодрамы, наполненные светотенями и таинственностью.

Сеанс анимационных фильмов

Рудольф Айсинг – один из главных режиссеров музыкальных фильмов. “Поезжай-ка в Баффало” –  его занимательная анимация о том, как на небесах происходит распределение детей для всех родителей Земли, а после подготовки младенцев отправляют в клювах аистов. “Убежала миска с ложкой” – шуточная история об ожившем тесте, которое, выпив кружку дрожжей,  превращается в большого монстра. Айсинг подражал Уолту Диснею и имел возможность пользоваться картотекой музыкальной студии. 

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Творчество Дэйва Фляйшера интересно тем, что он создавал мультфильмы под разные коллективы и популярных певцов. В “Бу-буу, пой” звучит исполнение “The Funnyboners”, также он привлекал в свои работы таких знаменитостей как Кэб Кэллоуэй и Луи Армстронг. Во время музыкального отрывка киноэкран разделяется игровой вставкой и возникает караоке: персонажи мультфильма поют известные песни, а зрители могут с экрана считывать текст, подпевая героям.

“Я такой, каким уродился”, 1933  – тоже работа Дэйва Фляйшера. Это первый самостоятельный фильм знаменитого персонажа – Моряка Попая, который пользовался популярностью на протяжении десятилетий, несмотря на то, что в нем используются грубые шутки и даже абсурдистские моменты.

“Под русским соусом” – фильм, на котором от души смеялся весь зрительный зал. Это пародия на стиль “развесистой клюквы”, где действие происходит в вымышленной России, а анимационные персонажи исполняют “Эй, ухнем” и “Очи черные” – главный хит русских за рубежом.

©Кристина Поляковская / Журналист Online

Станислав Дединский об уникальной находке – анимации “Баззи Буп на концерте”: “Это находка, которую я и мои коллеги сделали в 2018 году. Баззи – племянница той самой знойной красотки Бэтти Буп, черно-белой девушки в коротком платье из фильма “Кто подставил кролика Роджера”. Здесь она выглядит совершенно иначе, так как после 1930 года и введения кодекса Хейса, она превратилась в сельскую учительницу, скромную и неприметную девушку, которая привела свою племянницу на концерт, где происходит переполох. “Баззи Буп” считался последним утраченным фильмом из серии о Бэтти. Но теперь коллекция полностью восстановлена.”

© Кристина Поляковская / Журналист Online

Московский фестиваль архивных фильмов стал одним из самых важных событий осени 2023. Увидеть редкие кадры, насладиться “погружением” в каждую картину, испытать эмоции и узнать много нового о кинематографе от профессионалов индустрии – настоящий подарок для ценителей искусства и всех, кто стал частью этого большого проекта Госфильмофонда России.

07.12.2022
Давайте существовать в диалоге!
В Театральной студии «МОСТ» обсудили проект единого пространства для развития непрофессиональных студенческих театров
15.12.2022
Яна Чурикова и Саша Спилберг: главное – ответственность
На открытии мастерской ВКонтакте гостьи рассказали о контенте в разные времена и о работе публичного человека
06.11.2022
«Журналисты должны думать о национальных интересах»
Заместитель декана журфака МГУ Ольга Смирнова рассказала о журналистском образовании в Узбекистане
08.02.2024
"У журналиста особенно нет врагов, но всегда есть вызовы"
О роли и задачах современного журналиста рассказали школьникам на Дне российской науки