21 июня состоялась встреча профессора, академика РАО, декана факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Елены Леонидовны Вартановой со школьными учителями. Темой двухчасового круглого стола стали гуманитарные аспекты информационной безопасности и цифровая медиаграмотность учителей. Мероприятие проводилось совместно с Российской академией образования (РАО).
"Цифровая трансформация не может не затронуть такую консервативную сферу, как сфера образования", – заявила во время вступительной речи Людмила Леонидовна Босова, член-корреспондент РАО. Вместе с деканом факультета журналистики МГУ Еленой Леонидовной Вартановой они пришли к выводу, что медиаграмотность начинает играть важнейшую роль в цифровой безопасности и профессиональной самореализации педагогов.
Приглашенные участники круглого стола были с этим полностью согласны, как и с необходимостью формирования новых навыков среди учителей, школьников и их родителей.
Исследователь факультета журналистики Ольга Алексеевна Бойко выделила проблему информационной безопасности особенно четко: дети начинают пользоваться интернетом еще в дошкольном возрасте, поэтому "вводить уроки медиаграмотности с 9 по 11 классы будет довольно поздно". Умение с детства распознавать манипулятивный контент, разделение потребляемой информации и просветительская деятельность – одни из важнейших аспектов, которые могут помочь школьникам обезопасить себя в интернете.
В этом процессе также значима вовлеченность родителей. Аспирант Майя Ильдаровна Давлетшина, предоставив исследование детского медиапотребления, описала разные виды родительских стратегий, связанные с цифровой безопасностью ребенка. Как оказалось, доверие между родителями и их детьми является основой, главным фактором.
Однако большая часть докладов была посвящена цифровой педагогической медиаграмотности. Как улучшать навыки, взаимодействовать с учениками в медиасреде и прививать им неподдельный интерес – в процессе обсуждения предлагалось множество идей и возможностей для создания и актуализации учебно-методических материалов. Особенно часто звучали предложения, связанные с интерактивными и игровыми формами обучения, благодаря которым школьники запоминают материал лучше, а учителя не только проникаются взаимным доверием, но и учатся сами. Медиапедагог проекта "Медиакласс в московской школе" Екатерина Эдуардовна Ощепкова отметила, что медиаобразовательный симбиоз – действенный метод для обеих сторон: "Не стыдно говорить детям, что чего-то не знаешь или не умеешь. Когда вы честны, дети чувствуют ваше доверие и откликаются".
Общими усилиями участники круглого стола определили, в какую сторону можно двигаться, чтобы успешно развивать медиаграмотность среди учителей. Журналисты и медиапедагоги работали сообща, "летели в одном направлении", как отметила Людмила Леонидовна Босова еще в самом начале обсуждения. Эта встреча не обещает быть последней: по словам Елены Леонидовны Вартановой, в октябре планируется конференция по медиапедагогике уже на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова.