Ежедневно над материалами для студенческого телеканала "Моховая, 9" факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова работает целая команда специалистов. Корреспондент "Журналиста Online" поговорил со студентами, которые являются неотъемлемой частью новостных выпусков и специальных проектов, чтобы узнать, как делаются сюжеты для студенческого телевидения.
На телеканале работают: редакторы, авторы проектов, райтеры/райтеры-сценаристы, корреспонденты, продюсеры, монтажёры, операторы, все они – студенты журфака МГУ, которые проявляют себя, начиная с первого курса. Выпуски выходят по субботам, делятся на новостные и тематические, реже создаются специальные проекты. «Студентам, безусловно тяжело, потому что большая их часть – ребята с первого курса, они приходят без каких-либо навыков, поэтому наши редакторы, две девочки с четвертого курса, проводят вводные занятия и объясняют, чем телевизионные тексты отличаются от текстов других СМИ и в принципе говорят про структуру и прочее… Студентам приходится очень быстро учиться, если они хотят начать что-то делать», - говорит главный редактор телеканала, кандидат филологических наук, доцент Элина Сергеевна Никольская.
Организация и контроль
В большой команде всегда есть руководители. Чем они занимаются в редакции студенческого телеканала?
Элина Сергеевна Никольская, главный редактор "Моховой, 9": "Моя задача – организовать работу редакции. У редакции есть несколько отделов, я являюсь главным редактором, соответственно, я участвую в летучках, они у нас каждый понедельник, продюсеры и редакторы выбирают темы, которые будут в выпусках на этой неделе, я, в случае чего, направляю их в выборе тем, корректирую, подсказываю идеи. В течение недели контролирую работу всех отделов, раздаю текущие задания, осуществляю коммуникацию среди отделов и провожу финальный контроль. В сложных случаях, например, неоднозначный информационный повод, я смотрю текст, корректирую, а так корректировкой занимаются редакторы-студенты".
Мария Чуваева, автор-редактор специального проекта "Москва писателя": "Как автор я занимаюсь разработкой сценария и идеи выпуска. Сажусь и думаю, как нам представить того или иного автора. На основе материала, который скинули райтеры, я начинаю искать дополнительную информацию и раскручиваю идею дальше. Потом я придумываю стенд апы, которые сложно придумать райтерам, ну или я просто хочу оставить это для себя. Далее я прописываю фразы и рисую графику, которая должна появиться на экране в определённый момент. В качестве редактора я просматриваю материал на ошибки, опечатки, проверяю всё ли прописано нужным стилем, здесь уже – момент контроля: нужно очень внимательно проверить, всё ли правильно".
Подбор информации и написание текста
Райтеры – люди, которые занимаются подбором информации и написанием текстов. Мы взяли комментарий у райтера-сценариста специального проекта "Москва писателя" Софьи Гончаровой: "Чем я занимаюсь? Сначала подбираю информацию: мы собираемся с коллегами и начинаем обсуждение, что в каком месяце будет выходить. Далее мы находим информацию. Например, сейчас мы работаем над выпуском про Антона Павловича Чехова, соответственно, мне нужно найти информацию о Москве Чехова: любая информация, главное – привязка к Москве. Позже мы прописываем информацию и отправляем шеф-редактору и автору на проверку. Далее пишется сценарий: подобранная информация разбирается на кусочки и кадры, плюс добавляется задача написать текст закадрового голоса. Потом съёмки. После съёмки выпуска нам нужно придумать какой-то интерактив для телеграмм-канала "Моховой, 9" и игровой тест для подписчиков нашей группы в ВК".
Человек в кадре
Человек в кадре – не просто "говорящая голова", это огромная ответственность. Ведущий должен уметь правильно и спокойно говорить о сложных вещах, чтобы не посеять панику, ему нужно уметь выкручиваться из любых ситуаций, которые непредвиденно могут произойти, он должен контролировать свой внешний вид, выражение своего лица, речь и дикцию. Корреспондент/ведущий – не только читка текста за камерой, но ещё и терпение, умение себя держать и контролировать, что пойдет в эфир.
Екатерина Полевик, корреспондент "Моховой, 9": "Если говорить про внутренние обстоятельства, то, конечно, тяжело держать себя в кадре, контролировать ситуацию и уметь подбирать слова. Я же тоже человек, иногда нахожусь в ступоре, но профессия не позволяет выносить это дальше своих мыслей. Я со школьных лет интересуюсь корреспонденцией, поэтому я знала, на что иду. Если говорить про более рабочие моменты: продюсеры составляют документ с темами выпусков и вместе с главным редактором распределяют нас на выпуски. Я, соответственно, изучаю тему, готовлю "рыбу" сюжета, согласовываю её с главным редактором, потом съёмка, общаюсь с людьми, беру интервью, запоминаю всю информацию с места. После съёмок расшифровываю синхроны, пишу закадровый текст, отправляю его главному редактору, мы его вместе правим, потом я его начитываю, расписываю монтажный лист, то есть какие кадры куда я хочу, и проставляю тайм-коды".
«Завтра в восемь у Манежа – принято»
Продюсер – всегда на слуху, но в чём конкретно его задача – не всегда понятно. Мы взяли комментарий у продюсера, работающего на "Моховой, 9", Вероники Хаврошиной: "Моя задача заключается в поиске новостей, инфоповодов, которые можно будет раскрутить в интересном для зрителя формате. После подтверждения тем, я ищу спикеров – людей, с кем можно поговорить на тему материала и чей комментарий может быть интересен. Далее всеми возможными способами связываюсь с ними. Потом организовываю съёмку: вывожу на контакт операторов, корреспондентов и спикеров, чтобы выбрать определённую дату".
В команде любого СМИ важна работа каждого человека, так как она является неотъемлемой частью "пазла", который выходит в конечном счёте. Нельзя не упомянуть и операторов с монтажёрами, благодаря которым вы видите итоговый результат по телевизору.
«Стоп. Снято!»
Операторы снимают выпуски, подбирают кадры, настраивают камеру. А монтажёры – те, кто монтирует материал, делает из кусков видео один большой, качественный выпуск.
Дарья Карпенко, оператор-монтажёр "Моховой, 9": "У нас есть отдел ТЖК, расшифровывается как телевизионный журналистский комплекс. Здесь как раз все ребята, которые снимают, монтируют, работают непосредственно с визуалом. Внутри нашего отдела есть операторы, монтажёры и операторы-монтажёры и режиссёры. Каждый из нас занимается либо новостями, либо специальными проектами. Каждый понедельник нам скидывают документ, где написано, кого куда ставят. До четверга у нас съёмки, в четверг монтаж. Мы монтируем кусочки: либо сюжет, либо подсъём + синхрон, только потом главный монтажёр собирает это в одно видео. Когда нас назначают на съёмки, нас записывают на выдачу оборудования: нам нужно написать продюсеру, когда мы заберём оборудование и когда его вернём. У нас есть стандартный комплект: камера, карта памяти, микрофон-кубик, штатив и наушники. Если нужно что-то дополнительно, нужно писать, что ты берёшь нестандартный комплект".