Москва и москвичи много лет спустя

Предыдущая статья Следующая статья

Современные художники переосмыслили места столицы времен Владимира Гиляровского
Автор:

В одном из филиалов Музея Москвы в Столешниковом переулке открылась выставка, посвященная известному писателю, журналисту, краеведу, автору книги «Москва и москвичи» − Владимиру Гиляровскому (1855 −1935). Корреспондент «Журналист Online» побывал на открытии мероприятия.

©Марк Шульга

По свидетельству Гиляровского, улица Большая Дмитровка, которая находится рядом со Столешниковым переулком, в XIX веке была оживленным местом. Она называлась Клубной улицей, потому что там располагались Английский клуб, а также различные купеческие заведения, театры.

Войдя во дворы Столешникова переулка, мы увидим «картины», напоминающие времена Гиляровского: дома старой застройки, несколько кафе, тишина, умиротворенность… За углом − Центр Гиляровского, обозначенный лаконичной вывеской. Здесь, в первом строении девятого дома по Столешникову переулку, в бывшем доходном доме купца Карзинкина, в квартире № 10, на третьем этаже, с 1886 по 1935 годы жил писатель. Перед зданием Центра стоит памятник Гиляровскому −   дяде Гиляю, как его многие называли.

Музейно-выставочный Центр Гиляровского существует с 2003 года. В 2017 году Центр был реконструирован, а в апреле 2018 года вошёл в список лучших новых галерей и музеев Европы по версии издания The Guardian.

На 8 часов вечера было назначено открытие выставки. В малом зале на первом этаже  работы художников, посвященные наиболее примечательным  местам столицы, о которых писал Гиляровский в книге «Москва и Москвичи». К примеру, Театральная площадь представлена не только черно-белыми фотографиями, с ямщиками на заснеженных дорогах, но и цветными, современными. Работы сопровождаются исторической справкой, комментариями авторов, а также цитатами из книги Гиляровского.

Владимир Гиляровский сменил множество профессий: работал истопником, пожарным, табунщиком, участвовал в качестве вольноопределяющегося в русско-турецкой войне. Впоследствии работал в различных московских изданиях, писал рассказы, очерки и стал одним из самых известных столичных журналистов. Он работал в основном в жанре репортажа. Дружил со многими художниками и писателями, например с Чеховым, Буниным, Куприным, Саврасовым, Репиным. Визитной карточкой Гиляровского стала книга «Москва и москвичи», над которой он работал с 1912 года и до конца жизни.
©Марк Шульга

Александр Чернавский, социолог и фотограф, рассказал подробнее об экспозиции и целях выставки.

Что представляет собой экспозиция «Москваморфозы»?

Экспозиция связана с местами, которые описывал Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Было выбрано шесть исторических мест города − от Сухаревки до Дмитровки. Одиннадцать авторов, отобранных в результате открытого open-call, представили свои проекты. Это совершенно разные медиа-высказывания людей, живущих в Москве и Петербурге. Основная задача «Москваморфозов» − показать, как видятся эти места  художниками совершенно разных направлений.

У нас возникали трудности с изображением исторической части: многих важных зданий, например,  на Сухаревской площади, описанных у Гиляровского, уже просто не существует. Авторы решили эту проблему «мысленным» путем. Один из проектов представили две девушки, которые, с одной стороны, предлагают свою интерпретацию, с другой − восстанавливают историческую память.

Почему Гиляровский как знаковая историческая фигура не медиатизирован?

Задача экспозиции – создание цифрового зина (любительское малотиражное издание – прим. автора), который можно свободно скачивать и печатать в формате A5. Это будет общедоступный файл со сводными материалами. В начале августа состоится презентация: зин выгрузим, в том числе на сайте Музея Москвы.

Чернавский также отметил, что прошлое всегда интересно в контексте настоящего, выставка − прекрасная возможность переосмыслить Гиляровского с позиций современной истории и искусства.

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
16.03.2022
Жизнь артефактов
Художник-керамист Борис Макаров о том, как свобода строит мистические миры
04.10.2022
Новосибирский комсомолец всплывает в Москве
Корреспондент «Журналиста Online» познакомился с внутренним устройством подлодки проекта 641Б «Сом» и узнал о жизни моряков-подводников