В одном из филиалов Музея Москвы в Столешниковом переулке открылась выставка, посвященная известному писателю, журналисту, краеведу, автору книги «Москва и москвичи» − Владимиру Гиляровскому (1855 −1935). Корреспондент «Журналист Online» побывал на открытии мероприятия.
По свидетельству Гиляровского, улица Большая Дмитровка, которая находится рядом со Столешниковым переулком, в XIX веке была оживленным местом. Она называлась Клубной улицей, потому что там располагались Английский клуб, а также различные купеческие заведения, театры.
Войдя во дворы Столешникова переулка, мы увидим «картины», напоминающие времена Гиляровского: дома старой застройки, несколько кафе, тишина, умиротворенность… За углом − Центр Гиляровского, обозначенный лаконичной вывеской. Здесь, в первом строении девятого дома по Столешникову переулку, в бывшем доходном доме купца Карзинкина, в квартире № 10, на третьем этаже, с 1886 по 1935 годы жил писатель. Перед зданием Центра стоит памятник Гиляровскому − дяде Гиляю, как его многие называли.
На 8 часов вечера было назначено открытие выставки. В малом зале на первом этаже работы художников, посвященные наиболее примечательным местам столицы, о которых писал Гиляровский в книге «Москва и Москвичи». К примеру, Театральная площадь представлена не только черно-белыми фотографиями, с ямщиками на заснеженных дорогах, но и цветными, современными. Работы сопровождаются исторической справкой, комментариями авторов, а также цитатами из книги Гиляровского.
Александр Чернавский, социолог и фотограф, рассказал подробнее об экспозиции и целях выставки.
Что представляет собой экспозиция «Москваморфозы»?
Экспозиция связана с местами, которые описывал Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Было выбрано шесть исторических мест города − от Сухаревки до Дмитровки. Одиннадцать авторов, отобранных в результате открытого open-call, представили свои проекты. Это совершенно разные медиа-высказывания людей, живущих в Москве и Петербурге. Основная задача «Москваморфозов» − показать, как видятся эти места художниками совершенно разных направлений.
У нас возникали трудности с изображением исторической части: многих важных зданий, например, на Сухаревской площади, описанных у Гиляровского, уже просто не существует. Авторы решили эту проблему «мысленным» путем. Один из проектов представили две девушки, которые, с одной стороны, предлагают свою интерпретацию, с другой − восстанавливают историческую память.
Почему Гиляровский как знаковая историческая фигура не медиатизирован?
Задача экспозиции – создание цифрового зина (любительское малотиражное издание – прим. автора), который можно свободно скачивать и печатать в формате A5. Это будет общедоступный файл со сводными материалами. В начале августа состоится презентация: зин выгрузим, в том числе на сайте Музея Москвы.
Чернавский также отметил, что прошлое всегда интересно в контексте настоящего, выставка − прекрасная возможность переосмыслить Гиляровского с позиций современной истории и искусства.