Let it slow

Предыдущая статья Следующая статья

Что такое медленные СМИ и почему они вечны

На лекции в Парке имени Горького преподаватель факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова Светлана Юрьевна Сидорова рассказала, как развивается лайф-стайл журналистика.

Текст: Алина Петухова, Анастасия Сабенина

©Алена Лякишева

«Вдохновила меня на эту тему медленная жизнь, slow life, как теперь говорят в лайф-стайл журналистике», − этими словами начала встречу Светлана Юрьевна.

В 2010 году немецкие исследователи  Бонн Стокдорф, Бенедикт Кёлер, Сабрия Дэвид, Йорг Блумтритт разработали манифест медленной журналистики. Светлана Юрьевна прокомментировала некоторые положения этого манифеста.

Медленные средства массовой информации способствуют однозадачности

Это означает, что чтение медленных медиа никогда не бывает случайным. «Вы шли, − увидели, остановились, стали читать, потом побежали дальше. Такого не бывает»,− заверила Светлана Сидорова. Медленные медиа очень требовательные к своим читателям: необходимы сосредоточенность и концентрация.

Медленные медиа стремятся к совершенству

В медленных медиа не останавливаются на одном: к примеру, даже элементарные интерфейсы постоянно совершенствуются. Медленная журналистика не стоит на месте, она движется, развивается.

Медленные медиа делают качество ощутимым

Лайф-стайл журналистика является качественной, к тому же помогает это качество ощутить – продукт всегда можно подержать в руках, прочувствовать его не только ментально, но и физически.

Медленные медиа вдохновляют

©Алена Лякишева

Медленные медиа носят дискурсивный и идеологический характер

Это очень важно:  мы всегда должны слышать своего читателя. Когда в журнале Seasons of life поняли, что голоса читателя не хватает, был придуман формат фестиваля. Чтобы узнавать своего читателя, слышать его, нужно было создать такой фестиваль, куда бы приходили читатели. Диалог очень важен в журналистике, потому что ты не можешь слепо представлять своего читателя. Даже маркетинговые исследования не помогут так хорошо прощупать почву, как собственные глаза, собственные уши», − отметила Светлана Юрьевна.

Медленные медиа − социальные медиа

Сообщество очень важно для лайф-стайл журналистики: возникает свой собственный круг общения.

Медленные медиа излучают особую ауру

Лайф-стайл журналистика создает характерную атмосферу вокруг издания.

Медленные СМИ прогрессивные, а не реакционные

Представление о медленных медиа как о тех, что тормозят историю, ложно. Они не затормаживают прогресс, а, наоборот, постоянно тянутся вперед и зовут нас за собой.

«Медленные медиа вечны», − заявляют создатели манифеста. К медленным медиа можно возвращаться спустя год, пять лет, 10 лет, 15 лет после того, как продукт вышел в свет. Лайф-стайл медиа проходят испытание временем. А те, что проходят, могут с гордостью называть себя медленными медиа.

©Алена Лякишева

По словам Светланы Сидоровой, медленные СМИ фокусируются на качестве, просят доверия и одновременно не спешат этим доверием пользоваться. У них есть прочный базис – явление медленной культуры. Если мы откроем некоторые лайф-стайл СМИ, то сможем заметить, что даже в названиях статей фигурирует слово «медленный»: медленные письма и т. д. Также Светлана Юрьевна привела пример текста из журнала Kinfolk (издание о семье и близких, о жизни в спокойном ритме, об искусстве – прим.автора): «Нам часто задают вопрос, чем отличается ваш журнал от остальных? В чем его особенность и суть? Ведь ничего нового нет в вашем желании проводить время  вместе. По мере развития и роста Kinfolk стал сближаться с идеями размеренного образа жизни и вдохновлять на поиск баланса между работой и отдыхом. Хотя многим людям кажется, что размеренный образ жизни − это неторопливое попивание зеленого чая в гамаке, мы рассматриваем его как повышенное состояние осознанности… Действительно,  проводим ли мы время с семьей или готовим обед, мы стараемся каждый раз полностью отдаваться моменту, подходить к выполнению каждого действия взвешенно и хотим, чтобы наши читатели поступали так же». Именно к этому должны стремиться лайф-стайл изданиям, по мнению Светланы Юрьевны.

Также лектор дала полезный совет студентам факультета журналистики: «Когда пишете тексты, идите на улицу, слушайте, смотрите, впитывайте моменты, мгновения. Чуть медленнее идите, чтобы успеть услышать фразу. Из нее может родиться текст, понимание жизни. Только не спешите, успевайте дослушать».

Время

У форм медленной культуры применительно к лайф-стайл журналистике: еде (slow food), моде (slow fashion), городу (slow city) и медленной красоте – есть особое отношение со временем. Это главная ключевая позиция для медленных медиа. Часто герои лайф-стайл изданий останавливают на этом свой взгляд, то есть  на своем отношении со временем. Светлана Юрьевна привела в пример отрывки из своих собственных интервью с интересными людьми.

Дмитрий Крымов: «Я родился в доме напротив того места, где жил Станиславский, в Леонтьевском. А моя мама жила там с детства, и когда ей было пять или шесть лет, она гуляла во дворе. И Станиславский ей конфетку подарил. Он сидел на лавочке около дома − это мама так рассказывала − и угостил ее конфеткой. Это было примерно в 1936 году. Так вот мне кажется, эта конфетка до сих пор у меня за щекой».

Евгений Гришковец на вопрос о том, как он чувствует себя во времени, ответил: «Не знаю. Нет, время и возраст − это разные вещи. Мне нравится, что мне не нужно участвовать в таких разговорах и поддакивать, когда говорят: «Ой, ах как быстро время летит!». Нет, у меня настолько насыщенная жизнь и так много событий,  людей вокруг меня, что каждый раз 1 сентября в начале сезона, мне кажется, что прошлое лето было очень давно. А кто-то скажет: «Ой, так быстро время пролетело». Нет, ничего подобного. У меня время не быстрое».  

Все это объясняет и подтверждает положение журнала Kinfolk об осознанности и чувстве момента.

Лайф-стайл журналистика отменяет инфоповоды. Примерами, это подтверждающими, являются материалы из журнала «Сноб»  − несрочные статьи про Беллу Ахмадуллину и Майю Плисецкую, напечатанные через какое-то время после их ухода.

©Алена Лякишева

Медленная мода

Разговор о медленной моде Светлана Юрьевна начала с рассказа о документальном фильме Вима Вендерса о Ёдзи Ямамото. В нем Ямамото говорит о том, что, когда он был совсем юным, любил рассматривать фотоальбомы, на которых были запечатлены люди в разной одежде. Он говорил: «Это был альбом начала века, и я не знал людей, которые изображены на его страницах. Я пытался угадать, какая одежда соответствует роду занятий того или иного человека, какая личная история может быть связана с  одеждой, в которой предстает герой  этого фотоальбома».

К тому же в этом фильме сталкиваются восточное и западное понимание времени, что важно для медленной культуры. Светлана Юрьевна порекомендовала воспринимать время в медленной культуре не векторно, как это традиционно делается на Западе, а циклично, как это принято на Востоке. «Чтобы это понять, нужно погрузиться в этот контекст, увидеть, как Ямамото отпускает от себя одну модель, затем присматривается к следующей, наклоняет голову  (все это делает медленно),  потом берет ножницы,  начинает кроить прямо на модели, делая  какие-то еле уловимые движения.

Отдельное внимание Светлана Юрьевна уделила рассказу о ремесленной моде, которая выпускает одежду не для  массового покупателя, а для  небольшого  количества людей.

Как с сожалением отметила Сидорова, в потоке сменяющихся тенденций человек не успевает сделать осознанный выбор, о чем уже начали задумываться в индустрии: «Я знаю людей, которые обращаются к винтажному гардеробу своих мам и бабушек, что-то переделывают, и очень даже интересно получается. Так что новизна для лайфстайла медленной моды теперь не модна. Старый пиджак лучше нового, потому что в него вшита история. Иногда и сегодняшние модельеры могут работать именно так, как будто создают для тебя старый пиджак».

©Алена Лякишева

Медленная красота

Конечно же, с миром медленной моды связана и тема медленной красоты. Это тема, которую в российском медиапространстве открыл в свое время Владимир Яковлев со своей замечательной идеей  − «движение, возраст, счастье». Это медленная красота, которая живет долго. Даже глянцевые издания, не входящие в разряд лайф-стайл, ставят на обложку возрастных героев. Например, на обложке журнала Esquire за июнь 2018-го года размещен черно-белый портрет Владимира Владимировича Познера с подписью: «Мне 84, а я думал, что умру в 33». Если открыть это интервью, взятое Софико Шеварднадзе, то можно увидеть еще один, более потрясающий черно-белый портрет. Это изображение человека, умудренного опытом и умудренного красотой.

Светлана Юрьевна поделилась собственным пониманием медленной красоты: «В свое время у Платона было такое понятие о красоте: он говорил «калокагатия», в одно слово соединяя добро и красоту. Мне кажется, сегодня можно было бы к этому слову прибавить еще и мудрость. Красота, в которой соединяются добро и ум, равно мудрость. Моника Беллуччи однажды замечательно сказала: «Моя красота, мои прекрасные данные, которые дала мне природа, будут работать ровно три минуты, дальше должно работать мое нутро, существо, мой ум, мое сердце». Вот и получается настоящая медленная красота». 

Если говорить о том, как герои лайф-стайл изданий относятся к красоте, то вот, например, ответ Дмитрия Крымова на этот вопрос. Он считает, что красота – это гармония. Наверное, для медленной красоты, для медленного облика красивого человека эта гармония сегодня в лайф-стайл изданиях очень важна, подчеркнула Светлана Сидорова.

14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
12.12.2021
На мостах Уханя и Москвы: между прошлым и будущим
Где искать первый мост КНР, почему Крымский мост оказался в Москве и как связаны мост на острове Попугая и Живописный мост в Крылатском
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
12.07.2022
Виртуальный прыжок в искусство
Студия ArtDynamics представила известные шедевры классического искусства в формате VR