В кинотеатре "Иллюзион" 27 июня прошёл показ фильма "Дело об убийстве Грейси Аллен" с участием основателей парфюмерной марки HOLYNOSE Павлом Никандровым и Марией Головиной. Эксперты рассказали о практике и технологии ароматизации фильмов.
"Дело об убийстве Грейси Аллен" – американский комедийный детектив 1939 года. В центре сюжета – легкомысленная главная героиня Грейси Аллен, которая случайно обнаружила труп бандита. После сбора улик – отравленной сигареты, пропитанной духами, и портсигара – девушка решила расследовать загадочное убийство. Во время просмотра картины гости киновечера могли испытать на себе технологию Smell-O-Vision (рус. - обонятельное зрение) – систему ароматического сопровождения кинокартин. По замыслу организаторов сеанса, зрители должны были вдыхать запах горького миндаля со специальной карточки-одорамы после сигнала на экране.
Основатель и идеолог парфюмерной марки HOLYNOSE, графический и промышленный дизайнер Павел Никандров объяснил выбор аромата. Запах горького миндаля характерен для цианистого калия или синильной кислоты – ключевого яда в "Деле об убийстве Грейси Аллен". "Миндальный акцент" даёт примесь – пищевое вещество бензальдегид. Именно им были пропитаны карточки для зрителей.
Мария Головина, парфюмер HOLYNOSE, ольфакторная художница, автор коммерческих и художественных проектов, связанных с запахами, представила суть технологии Smell-O-Vision и рассказала о её ключевых недостатках. Так, в число ключевых проблем Мария включила изменение фокуса внимания зрителей, нерентабельность системы, аппаратный шум при введении запахов в кинозал, человеческая неспособность различать большое количество ароматов за короткий период времени. При этом риск аллергической реакции, по мнению Марии, практически исключён: "Острые реакции на ароматы происходят гораздо реже, чем проявления пищевой аллергии. По крайней мере от вдыхания меньше всего опасности".
После просмотра картины также состоялась дискуссия об эффективности и способах реализации концепции Smell-O-Vision. В ней принял участие генеральный директор цифровой нейролаборатии SensoryLAB Никита Букреев. "Мы разработали устройство, которое позволяет делать продув, и он меняется буквально на каждый вдох человека. В среднем один аромат держится примерно секунд 15. Этого вполне достаточно, чтобы человек мог ощутить и почувствовать атмосферу", – описал деятельность своей лаборатории эксперт. "У нас школьники создают фильмы с запахами. Это очень увлекательно, когда ребёнок выбирает ароматы и так развивает воображение".
Никита Букреев выразил мнение, что в скором времени идея ароматизации фильмов станет востребованной и привлекательной для многих кинолюбителей:"Будет отдельная профессия, которая будет заниматься режиссированием, созданием сценариев, соединением между собой частей фильма, разных замыслов… Такой вид контента будет очень интересен людям, потому что станет значимым острое обоняние и умение правильно прочитать запахи".
Показ фильма "Дело об убийстве Грейси Аллен" с использованием карточек-одорам стал одним из современных экспериментов после многочисленных неудач американских кинопродюсеров. "Мы выступаем за то, чтобы человек исследовал своё обоняние и запахи как медиум и думал, как их применить в повседневности", – поделилась Мария Головина. "Мы бы хотели, чтобы было больше открытых знаний и свободы экспериментировать с запахами. Я надеюсь, что нас поставят в какой-нибудь рейтинг худших идей" так же, как американский журнал Time поместил в такой рейтинг технологию Smell-O-Vision в 2000 году.
После дискуссии с экспертами некоторые зрители рассказали о тех фильмах, которые они хотели бы видеть ароматизированными. Так, Софья Баранова отметила картину "Чарли и шоколадная фабрика": "Там и шоколад, и девочка превращалась в огромную черничную жвачку". А Есения Комова оказалась перед выбором: "Если бы у меня была цель раскрыть атмосферу, я бы ароматизировала запись спектакля МХАТ им. М. Горького по мотивам "На дне" 1952 года. А если бы я хотела подарить зрителям наслаждение от просмотра, то подошёл бы, мне кажется, "Ла-Ла Ленд". Во время эпизодов в кофейне, по идее, должно пахнуть кофе, у съёмочной площадки есть особенный запах, который просто так человеку сложно прочувствовать. Есть сцены рассветов и закатов на пирсе. От самих кадров уже веет свежестью, но с запахами это было бы ещё круче".