31 октября на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся научно-практический семинар, организованный деканом факультета журналистики МГУ, академиком РАО, профессором Еленой Леонидовной Вартановой. Приглашенный гость — Александр Николаевич Веракса, академик РАО, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреат премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых.
Александр Николаевич рассказал, что детство — это уникальный период, в течение которого возможно повлиять на гармоничное развитие ребенка. В связи с этим, исследование детства становится предметом особого внимания. Российские ученые провели анализ поведения детей не только в столице, но и в регионах. Чтобы привлечь внимание родительского сообщества, чья роль в процессе воспитания и развития детей является ключевой, регулярно проводятся опросы, в ходе которых выясняются различные детали родительского воспитания. На основании полученных данных было установлено, что значительное количество родителей предоставляет ребенку персональное цифровое устройство в возрасте 3-4 лет. Это вызывает серьезные опасения о влиянии технологий на психосоциальное развитие детей. Проблема требует дальнейшего изучения.
Основная опасность, связанная с использованием цифровых устройств дошкольниками, заключается в том, что это абсолютно индивидуальные инструменты, которые не предоставляют возможностей для адекватного социального взаимодействия. Проводя много времени за гаджетами, дети теряют желание коммуницировать с людьми. К сожалению, многие взрослые часто используют гаджеты в присутствии детей, и эту модель поведения дети копируют.
Что же может предсказывать развитие речи в дошкольном возрасте? В рамках проведенного исследования были учтены различные факторы, среди которых особое внимание уделялось традиции семейного чтения. Результаты показали, что практика совместного чтения является одним из наиболее значимых предикторов речевого развития у детей. Это подчеркивает роль взрослого как важного помощника в процессе обучения.
Кроме того, с раннего детства ребёнку нужна помощь в формировании творческих способностей. Ключевой аспект в этом вопросе представляет развитие воображения. Существует заблуждение, что просмотр ребенком различных изображений обогащает его фантазию. Однако чем больше времени ребенок проводит перед экраном, тем его воображение становится беднее. Аналогично обстоит дело и с развитием эмоций. В условиях современного общества наблюдаются определенные сложности у современных детей в транслировании своих чувств, поэтому особенно важно уделять внимание эмоциональному развитию детей. Избыточное время, проведенное за экранами, может привести к снижению эмоциональной палитры у ребенка.
Как снизить зависимость от цифровых устройств? Одним из эффективных способов является игра. Используя свое воображение, дети создают правила, которым следуют в процессе игрового взаимодействия. Многочисленные исследования подчеркивают значимость игры в жизни ребенка, поскольку она способствует развитию когнитивных, социальных и эмоциональных навыков.
Тем не менее, многие игрушки лишены всякого смысла и не способствуют полноценной игровой деятельности. Они отвлекают детей от действительно содержательных игр, которые помогают их всестороннему развитию. Александр Веракса подчеркнул важность игрушек, которые стимулируют творческое мышление, а не просто развлекают.