Автофикшн называют главным и самым современным жанром 21 века. Термин появился в 70-х годах во Франции. Автофикшн - пограничный литературный жанр, сочетающий в себе элементы биографии и художественного вымысла. Описание достоверных событий жизни автор преобразует и дополняет, придавая им большую художественную выразительность. Главная особенность жанра заключается в том, что он даёт авторам огромное поле для экспериментов. Всемирной популярностью жанр пользуется ещё с 2010-х, а в 2019 году с переводом культовых западных текстов он пришёл в Россию.
На сегодняшний день автофикшн – это уже не переводные произведения, а один из трендов отечественной литературы и доля книг этого жанра на нашем рынке гораздо больше, чем на западном. За последние пару лет романы, написанные в жанре автофикшн, неоднократно входили в шорт-листы премий (например, роман «Рана» Оксаны Васякиной), а литературные издательства, такие как Ad Marginem, открыли специальные разделы, посвященные публикации книг жанра, или выбрали его в качестве основного (No kidding press).
Особую популярность автофикшн-произведения получили в период пандемии, когда читатель захотел от литературы личных человеческих историй, которые объединили бы всех переживающих локдаун. Автофикшн-тексты стали идеальным инструментом для описания общего для всех чувства тревоги и страха неизвестности, связанных с вирусом.
К новому жанру, с огромной скоростью ставшему самым обсуждаемым в российском литературном сообществе, неизбежно возникает множество вопросов. Ответить на них мы попросили Арину Бойко, писательницу и автофикшн-энтузиастку, автора telegram-канала Go fiction yourself и одну из основательниц журнала "Незнание".
До какой степени в автофикшн-тексте допускается художественный вымысел?
Стороннему читателю или читательнице сложно соотнести долю художественного вымысла и реальности в автофикшн-тексте, если он не был знаком с автором и не был свидетелем описываемых событий. В любом случае, степень художественности может быть довольно высокая.
Если я придумаю историю и буду в ней главным героем – это автофикшн?
Тут зависит от того, как именно написан текст, о чем он: если придуманное все равно реалистично и автор определяет свой текст как автофикшн, то, наверное, да, мы можем тоже так сказать.
Какие вообще есть критерии у текстов автофикшн?
Важно понимать, что автофикшн используется как стратегия захвата произведением поля художественной литературы: каким бы документальным не был текст (есть, например, роман Liveblog, целиком состоящий. из постов в Тамблере), причисляя себя к жанру автофикшн, он будет называться рассказом или романом, а не постом, дневником или заметкой. Эта амбициозность – одни из главных критериев жанра.
Еще важный критерий – уход от классических нарративных структур. Например, отказ от сюжетной арки: от автофикшн-романов не стоит ждать завязки-кульминации-развязки, они строятся более свободно.
Что такое «чистый» автофикшн?
Выражение «чистый» автофикшн звучит как оксюморон, так как главная характеристика жанра – гибридность, он подразумевает смешение правды и вымысла, реального и магического, конвенционального и нового.
Чем русский автофикшн отличается от автофикшена вообще?
В России за жанром автофикшн стоит другая литературная традиция, другой язык, другая реальность. На данном этапе сложно это отличие осмыслить: российский автофикшн только появляется. Я пока просто наблюдаю и стараюсь быть открытой разным русскоязычным текстам.
С чем связана такая популярность жанра в России?
Вдруг оказалось, что реальность интереснее любого вымысла, и от современной литературы читатель ждет документальности. Популярность автофикшена, на мой взгляд, связана с нехваткой художественной литературы о мире и человеке, о том, что происходит с нами сегодня. В России эта нехватка тоже ощущается довольно сильно, поэтому в последнее время появляется все больше независимых издательств и литературных проектов.
Летом 2019 года вы с еще двумя писательницами основали литературный журнал «Незнание». Какую часть публикуемых вами текстов занимает автофикшн?
«Незнание» не задумывалось как автофикшн-издание, но в каждый номер обычно попадает пара-тройка автофикшн текстов. Мы не отдаем предпочтения этому жанру, но если текст-автофикшн проходит отбор, это сильный текст и мы хотим его опубликовать, то он появляется в «Незнании».
Сейчас на слуху много западных романов автофикшн. У меня сложилось впечатление, что в России жанр представлен в основном малой формой. Какие современные романы этого жанра заслуживают внимания?
Я сама об этом много думаю: автофикшна гораздо больше именно среди короткой прозы, публикуемой в журналах и на разных платформах. Есть, например, целый вебзин "Автовирус" – полностью посвященный автофикшн текстам. Наверное, у литературы просто своя, довольно медленная темпоральность: чтобы написать роман нужно время, и я уверена, что будущие автофикшн-романы пишутся прямо сейчас. Пока я бы советовала следить за тем, что выходит в русскоязычной серии No Kidding Press, Popcorn Books, «Есть смысл» и НЛО.