Текст: Виктория Белая, Татьяна Бойко
До 1 сентября 2024 на ВДНХ проходит выставка, посвященная творчеству британского стрит-художника Бэнкси. В экспозицию вошли более 150 воссозданных самых известных работ граффити-иллюстратора.
В конце прошлого года в 22 павильон на ВДНХ вернулась выставка “Найти Бэнкси”. В этом году в рамках экспозиции было воссоздано более 150 работ художника, так как оригинальные объекты либо были уничтожены, либо все еще украшают стены домов по всему миру. Поиски великого граффити-художника российскому зрителю будут доступны до 1 сентября 2024 года.
Вход на выставку сразу погружает посетителя в атмосферу андеграунда – буквально: располагается “укрытие” уличного художника прямо под землей, в специально оборудованном подвале. Ведущая к нему лестница и площадка перед ней оформлены в неоново-розовых и фиолетовых тонах, задающих тон всей экспозиции: яркий, пропитанный духом бунтарства. Тут же зрителя встречают нарисованные на стенах крысы, которые будут сопровождать его на протяжении всего путешествия по миру, созданному художником. Сразу за дверью расположено место для фотографий и доска, где с помощью маркеров можно оставить свой след в мире настенного искусства.
Сама выставка представлена несколькими обособленными секциями, каждая из которых воссоздает ту или иную композицию Бэнкси. Первая, которую увидит зритель – вступительная. С помощью стены-хронологии, самых знаковых произведений автора (“Автопортрет”, “Мюзикл”, “Фестиваль” и другие) и экрана, показывающего мини-документальный фильм о художнике, зритель может ближе познакомиться с идеалами создателя провокационных изображений. “Бэнкси знает каждый, и не знает никто… Все, что его беспокоит - быть понятым простыми людьми”, – заключает диктор каждые пять минут.
После ознакомительной секции посетитель погружается в мир уличного искусства, в котором каждое произведение наполнено иронией, острыми комментариями и отражением таких же острых социальных и политических проблем. На экспозиции посетителю представлены знаменитый “Красный угол”, розовая фирменная композиция “Едва законно”, мини-отель “The Walled Off Hotel” (с английского – “обнесенный стеной отель”) и вагон метро прямо внутри помещения. “Красный угол”, к примеру, воссоздает одну из нашумевших выставок Бэнкси, посвящённой проблеме, на которой участвовал живой слон. Она стала наглядной аллегорией к фразе “А слона-то и не заметили”. Вагон метро же интересен своим двойным посланием: на стене краской выведена надпись “Меня принижают“ (“I get lockdown”), которая перекрывается надписью на периодически закрывающихся дверях состава “Но я поднимаюсь снова” (“But I get up again”).
Каждое произведение на стенах выставки несет неочевидный смысл и “правду” художника, за которую он боролся на протяжении всего творческого пути. Посетители сами решают, как интерпретировать каждую работу и какую истину в ней отыскать. Не напрасно время от времени в стенах помещения голос самого Бэнкси повторяет: "Граффити – не самая низкая форма искусства. Несмотря на то, что приходится красться по ночам и врать маме, это самый честный вид искусства".