В ГМИИ имени Пушкина с 18 июня по 15 сентября 2024 года проходит выставка "Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко."
Экспозиция освещает изменение облика города с конца XV до середины XVIII века. Однако на первом месте стоит не столько облик, сколько само восприятие и понимание Рима как одного большого произведения искусства. В один период Вечный город – руины великой империи, в другой – место сосредоточения искусства, науки и всего самого просвещенного в мире, в третий – город, олицетворяющий развитие всей европейской цивилизации.
На выставке представлены гравюры и карты, изображающие Рим в разные эпохи, а также римские статуи, фрески, капители колонн, книги, небольшие фигурки и даже монеты. Важно, что внимание уделяется не только экспонатам или значимым для города постройкам и сооружениям и их влиянию на его облик, но и самим людям, благодаря которым Рим стал таким, каким мы его знаем. Главы Ватикана, архитекторы, художники, скульпторы – выставка показывает, как эти люди влияли на облик и понимание Вечного города, как они сами его воспринимали, как их видение отразилось на нëм.
Сама выставка находится на втором этаже музея и занимает три зала. Особую роль в ней играют несколько карт, изображающих Рим в разные эпохи, и гравюры Джованни Баттиста Пиранези. Именно его работы считаются самым масштабным и точным собранием изображений Рима. Большая часть этих экспонатов из коллекции известного российского архитектора Максима Атаянца.