8 октября в рамках Всероссийского фестиваля НАУКА 0+ представитель Научного центра неврологии, кандидат медицинских наук Анастасия Хижникова провела лекцию, посвящённую вопросам нейрореабилитации с применением технологий виртуальной реальности. Слушатели смогли убедиться в том, что VR – это важная часть современной медицины.
«Как можно управлять сознанием и как в этом помогает виртуальная реальность?» – такой вопрос озвучила перед аудиторией научный сотрудник Анастасия Хижникова в начале лекции. В процессе обсуждения была поставлена важная проблема с медицинской точки зрения: искусственная модуляция позволяет восполнить человеку двигательный дефицит, а также помогает поверить в себя и свои силы.
Анастасия наглядно продемонстрировала современные технологии виртуальной реальности, применяемые в нейрореабилитации. Пациенты, которые перенесли инсульт или были подвержены черепно-мозговой травме, могут адаптироваться к окружающим условиям при помощи специальных шлемов, экранов и полноценных систем виртуального мира. В ходе реабилитации неврологи акцентируют внимание на двух вещах: лечение должно быть разнообразным и вариативным, а также иметь конкретную цель. Только так можно сфокусировать внимание на желаемом результате и сформировать оптимальные условия для восстановления.
Слушатели смогли узнать, что специалисты Научного центра неврологии совместно с лабораторией Сбербанка, которая занимается VR, приняли участие в разработке специальной реабилитационной виртуальной среды. Это среда позволяет заниматься с пациентами в условиях эрготерапии. У пациентов есть возможность погрузиться в пространство, которое фактически в клинике отсутствует. Специалисты имитировали бытовые условия кухни, магазина и даже соревнования по теннису. Анастасия Хижникова подчеркнула, что подобное устройство является первой многопользовательской системой, а посетить сессию реабилитации могут сразу несколько пациентов. Так, один человек может находиться в Сибири, а другой в Африке, но они будут одновременно заниматься в одном и том же виртуальном пространстве. Кроме этого, пациенты способны выбирать оптимальный режим взаимодействия с другими участниками программы: кооперацию или соперничество.
Научный сотрудник поделилась ещё одной разработкой центра – системой, которая основана на искусственной нейронной сети. Она способна анализировать движения человека и составлять его индивидуальный двигательный портрет. В дальнейшем система от тренировки к тренировке обучается и может независимо от специалиста корректировать движения пациента. Так появляется возможность предсказывать движения человека и моделировать их в виртуальной реальности в безопасном режиме.
Анастасия Хижникова обратила внимание слушателей на то, что реабилитация – это очень длительный и сложный процесс, в ходе которого пациенты являются настоящими героями. VR помогает не только обострить органы чувств пациента, но и замотивировать его в процессе восстановления, показать видимый результат усилий. Это снижает риск депрессии и упадка сил на любом этапе восстановления. Специалисты-неврологи ставят перед собой похожие задачи: привести способности пациента в нормальный режим либо же адаптировать его к двигательному дефициту.