"Всё это – кошмарный сон"

Предыдущая статья Следующая статья

На журфаке МГУ состоялась премьера спектакля "Сублимация"

На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова 13 июня состоялась премьера спектакля «Сублимация». Студенческий театр Tabula Rasa рассказал о любви с помощью лирики Серебряного века.

©Полина Гнедыш / Журналист Online

В основе сюжета спектакля лежит явление сублимации – защитного механизма человеческой психики. Он проявляется в преобразовании социально неприемлемых импульсов, желаний и потребностей в социально допустимые действия и формы поведения. В центре внимания творческого коллектива оказались различные нездоровые формы любовных отношений: абьюз, эмоциональная недоступность, зависимость от партнёра, инфантилизм, нарциссизм, синдромы жертвы и спасателя, энергетический вампиризм. Чтобы показать одновременно ненормальность подобных взаимоотношений и приближенность этих ситуаций к человеческой личности, композиция спектакля была выстроена в виде последовательных фаз сна.

«Сюжетная линия “Сублимации” может быть непривычна зрителю в силу визуализации переживаний и внутренних конфликтов героев через сон, – рассказала актриса Мария Букина. – При этом прослеживается весь путь от расставания и попыток погрузиться в сновидения, сублимирующихся выводов и волнений на протяжении нескольких фаз сна, до нежелательного пробуждения и неизбежного финала: человек не находит в себе сил бороться дальше». Сценарий постановки оказался экспериментальным. Актёры Tabula Rasa вместе с режиссёром Никитой Журавлёвым выбирали стихотворения поэтов Cеребряного века и выстраивали их в нужном для творческого замысла порядке. «Каждый выбирал наиболее понравившиеся произведения и читал, а Никита Алексеевич уже, исходя из своего собственного метода, присваивал его тому или иному актёру», – поделилась актриса Арина Дунаева. Со сцены просторной «чеховской» аудитории зрители услышали стихотворения М.И. Цветаевой, А.А. Барковой, Р.И. Рождественского, И.А. Бродского и других отечественных поэтов. 

© Полина Гнедыш / Журналист Online
© Полина Гнедыш / Журналист Online

По словам актёров труппы, во время прочтения стихотворения важно не только понять авторский замысел, но и передать собственные чувства. Так, Пётр Пальнов признался, что во время работы над ролью на первый план вышла задача прочувствовать стихотворение Н.С. Гумилёва «Отравленный» и «отыскать похожее состояние внутри себя». Арина Дунаева также подчеркнула стремление выразить личные эмоции во время выступления: «Каждый актёр в этом спектакле – часть друг друга, часть себя. Нужно было только обостриться в той эмоции, которую тебе представлено раскрыть, и вывести её на первый план. У меня не было задачи передать именно чувства, переживания Цветаевой. Нужно было взять свои и интерпретировать, например, утрату близкого человека, разочарование в себе, ну и, конечно, опыт неразделённой любви. Это именно что сублимация, как бы пафосно не прозвучало, личной боли актёров и режиссёра»

Для некоторых актёров Tabula Rasa роли действительно стали отражением собственной личности. Например, Дарья Балакирева нашла много общих черт между собой и своей героиней. «Я сразу поставила песню Елены Фроловой “Дурочка” на вечный репит, когда только узнала о том, что буду “дурочкой”, – рассказала актриса. – Из-за этого постоянного монотонного повторения песни в какой-то момент я действительно почувствовала себя той самой дурочкой, у которой в голове сидит человечек, сверлящий мозг навязчивыми, часто деструктивными, предложениями. Я начала получать странное удовольствие от того, что каждый раз при вдумчивом повторении песни от начала до конца на эмоциональном пике у меня сами появляются слёзы из-за злобной усталости от самоистязающего террора»

Зрители также нашли что-то близкое в героях спектакля «Сублимация». Студентка первого курса Катерина Костевич выделила эпизод гипнопомпической галлюцинации как самый любимый. “В нём девушка ищет своего молодого человека, но он не придёт. И она страдает. Я очень хотела бы ей сказать: “Да он придёт, всё будет хорошо!”. Этот отрывок показался родным, близким и очень запоминающимся. Не скрою, я даже немного расплакалась на этом моменте”. Актёр Пётр Пальнов отметил неоднозначность этого номера: «Это просто шутка, элемент абсурда, но в этой шутке заключена боль главной героини эпизода, ее переживания, ее эмоции. Я в данном эпизоде – лишь один из инструментов гиперболизированной саморефлексии героини. И потом, все это – кошмарный сон, неправда, гипнопомпическая галлюцинация»

Несмотря на эфемерность сюжета, спектакль «Сублимация» рассказывает о том, что чистое и светлое чувство любви, каким его видит общество, может на самом деле приносить множество других эмоций, в том числе боль, разочарование и опустошение. «Любовь и одиночество каждый проживает по-разному, – отметила актриса Дарья Балакирева. – Каждый находит способ борьбы или же по-своему поддаётся. Именно об этом – о разных реакциях на одиночество и любовь – наша “Сублимация”»

20.08.2023
Квантовые вычисления и причем тут котики
Дмитрий Чермошенцев рассказал о квантовых вычислениях с помощью мемов
07.07.2023
Будущее за "Телеграмом"
Сессия о будущем "Телеграма" прошла в инновационном кластере "Ломоносов"
20.08.2023
STARS объединяет старост
В МГУ имени М.В.Ломоносова завершился II Всероссийский слет старост
22.09.2024
"Если слышишь громкий звук, то лучше попробовать упасть!"
Корреспондент РИА Новости Кирилл Рубцов рассказал об опыте работы военкором