На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова 13 июня состоялась премьера спектакля «Сублимация». Студенческий театр Tabula Rasa рассказал о любви с помощью лирики Серебряного века.
В основе сюжета спектакля лежит явление сублимации – защитного механизма человеческой психики. Он проявляется в преобразовании социально неприемлемых импульсов, желаний и потребностей в социально допустимые действия и формы поведения. В центре внимания творческого коллектива оказались различные нездоровые формы любовных отношений: абьюз, эмоциональная недоступность, зависимость от партнёра, инфантилизм, нарциссизм, синдромы жертвы и спасателя, энергетический вампиризм. Чтобы показать одновременно ненормальность подобных взаимоотношений и приближенность этих ситуаций к человеческой личности, композиция спектакля была выстроена в виде последовательных фаз сна.
«Сюжетная линия “Сублимации” может быть непривычна зрителю в силу визуализации переживаний и внутренних конфликтов героев через сон, – рассказала актриса Мария Букина. – При этом прослеживается весь путь от расставания и попыток погрузиться в сновидения, сублимирующихся выводов и волнений на протяжении нескольких фаз сна, до нежелательного пробуждения и неизбежного финала: человек не находит в себе сил бороться дальше». Сценарий постановки оказался экспериментальным. Актёры Tabula Rasa вместе с режиссёром Никитой Журавлёвым выбирали стихотворения поэтов Cеребряного века и выстраивали их в нужном для творческого замысла порядке. «Каждый выбирал наиболее понравившиеся произведения и читал, а Никита Алексеевич уже, исходя из своего собственного метода, присваивал его тому или иному актёру», – поделилась актриса Арина Дунаева. Со сцены просторной «чеховской» аудитории зрители услышали стихотворения М.И. Цветаевой, А.А. Барковой, Р.И. Рождественского, И.А. Бродского и других отечественных поэтов.
По словам актёров труппы, во время прочтения стихотворения важно не только понять авторский замысел, но и передать собственные чувства. Так, Пётр Пальнов признался, что во время работы над ролью на первый план вышла задача прочувствовать стихотворение Н.С. Гумилёва «Отравленный» и «отыскать похожее состояние внутри себя». Арина Дунаева также подчеркнула стремление выразить личные эмоции во время выступления: «Каждый актёр в этом спектакле – часть друг друга, часть себя. Нужно было только обостриться в той эмоции, которую тебе представлено раскрыть, и вывести её на первый план. У меня не было задачи передать именно чувства, переживания Цветаевой. Нужно было взять свои и интерпретировать, например, утрату близкого человека, разочарование в себе, ну и, конечно, опыт неразделённой любви. Это именно что сублимация, как бы пафосно не прозвучало, личной боли актёров и режиссёра».
Для некоторых актёров Tabula Rasa роли действительно стали отражением собственной личности. Например, Дарья Балакирева нашла много общих черт между собой и своей героиней. «Я сразу поставила песню Елены Фроловой “Дурочка” на вечный репит, когда только узнала о том, что буду “дурочкой”, – рассказала актриса. – Из-за этого постоянного монотонного повторения песни в какой-то момент я действительно почувствовала себя той самой дурочкой, у которой в голове сидит человечек, сверлящий мозг навязчивыми, часто деструктивными, предложениями. Я начала получать странное удовольствие от того, что каждый раз при вдумчивом повторении песни от начала до конца на эмоциональном пике у меня сами появляются слёзы из-за злобной усталости от самоистязающего террора».
Зрители также нашли что-то близкое в героях спектакля «Сублимация». Студентка первого курса Катерина Костевич выделила эпизод гипнопомпической галлюцинации как самый любимый. “В нём девушка ищет своего молодого человека, но он не придёт. И она страдает. Я очень хотела бы ей сказать: “Да он придёт, всё будет хорошо!”. Этот отрывок показался родным, близким и очень запоминающимся. Не скрою, я даже немного расплакалась на этом моменте”. Актёр Пётр Пальнов отметил неоднозначность этого номера: «Это просто шутка, элемент абсурда, но в этой шутке заключена боль главной героини эпизода, ее переживания, ее эмоции. Я в данном эпизоде – лишь один из инструментов гиперболизированной саморефлексии героини. И потом, все это – кошмарный сон, неправда, гипнопомпическая галлюцинация».
Несмотря на эфемерность сюжета, спектакль «Сублимация» рассказывает о том, что чистое и светлое чувство любви, каким его видит общество, может на самом деле приносить множество других эмоций, в том числе боль, разочарование и опустошение. «Любовь и одиночество каждый проживает по-разному, – отметила актриса Дарья Балакирева. – Каждый находит способ борьбы или же по-своему поддаётся. Именно об этом – о разных реакциях на одиночество и любовь – наша “Сублимация”».