Одиночество, смерть и искусство

Предыдущая статья Следующая статья

В Москве в Соборной палате прошел концерт в честь юбилея Мусоргского

21 июня в концертном зале Соборной палаты в Москве состоялся концерт «Душу – Богу», посвященный 185-летию Модеста Петровича Мусоргского. В исполнении лауреатов международных конкурсов Наиля Мавлюдова и Алексея Кулагина прозвучали вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти», а также фортепианный цикл «Картинки с выставки».

©Чингиз Алисултанов / Журналист Online

В первом отделении концерта выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Университета Mozarteum (Зальцбург), участник музыкальный фестивалей и проектов, пианист Наиль Мавлюдов и выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и молодежной оперной программы Большого театра, приглашенный солист Мариинского театра, артист МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, певец Алексей Кулагин исполнили вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». «Без солнца» (1873) – одно из последних сочинений Мусоргского, которое включает в себя шесть произведений: «В четырех стенах», «Меня ты в толпе не узнала», «Окончен праздный шумный день», «Скучай», «Элегию» и «Над рекой». Объединяет их тема одиночества: цикл написан в период, когда разрываются тесные связи композитора с представителями «Могучей кучки» Николаем Римским-Корсаковым, Александром Бородиным, художественным и музыкальным критиком Владимиром Стасовым. Трагичная тональность сочинения будто предвещает и скорую смерть возлюбленной Мусоргского Надежды Опочининой, которая скончалась через год после написания произведения. Цикл «Без солнца», как и «Песни и пляски смерти», написан на стихи поэта Арсения Голенищева-Кутузова, с которым Мусоргского связывали дружеские отношения и чье творчество композитор высоко оценивал.

В «Песни и пляски смерти» (1875-1877) входят «Колыбельная», «Серенада», «Трепак» и «Полководец», которые пронизывает тема смерти. Сам композитор называл неумолимую смерть, которая подряд унесла жизни его близких - Натальи Опочининой и Виктора Гартмана - «бездарной дурой, которая косит, не рассуждая, есть ли надобность в ее проклятом визите». Это убеждение может показаться наивным, но символизм, заложенный в самой музыке «Песен», приоткрывает более сложное и философское понимание композитором смерти. 

Во втором отделении пианист Наиль Мавлюдов исполнил цикл пьес для фортепиано «Картины с выставки» (1874). Он вдохновлен посмертной выставкой работ художника Виктора Гартмана, друга Мусоргского. Пьесы отсылают к различным экспонатам выставки, которые Мусоргский творчески интерпретирует: щелкунчику в виде гнома («Гном»), эскизу к балету Ю. Гербера «Трильби», на котором изображены птенцы («Бал невылупившихся птенцов»), часам в форме избушки на курьих ножках («Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»). Каждой пьесе предшествует интермедия «Прогулка». Процесс написания «Картинок» был бурным и плодотворным (Мусоргский написал их за три недели), и в результате родилось уникальное музыкальное произведение.

Концерт был организован при поддержке сенатора РФ Андрея Александровича Клишаса.

15.12.2023
"Стержень, который все держит"
Старший научный сотрудник психфака МГУ Анастасия Сиднева о современных исследованиях и серьезных академиках
07.12.2022
Давайте существовать в диалоге!
В Театральной студии «МОСТ» обсудили проект единого пространства для развития непрофессиональных студенческих театров
21.10.2022
«Да, это сложно – быть психологом»
В МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол на тему «Обеспечение психологического благополучия населения»
09.01.2023
Экзамены на носу!
Преподаватели журфака МГУ рассказали, как успешно сдать сессию