«Я их люблю! Я готов на них жениться»

Предыдущая статья Следующая статья

Андрей Вырковский об отношении к массмедиа, изменениях в профессии и новых правилах

16 января в рамках зимней образовательной программы ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» прошла лекция доцента факультета журналистики МГУ, доктора филологических наук Андрея Вырковского на тему «СМИ на краю пропасти: есть ли жизнь "в цифре"?» Как и положено слушателю, «Журналист Online» подробно законспектировал лекцию Андрея Владимировича.

©Надежда Скороход

Потому что это прикольно

«Уничтожается бизнес-логика. Раньше ты приходил в редакцию, чтобы заработать деньги, и все. Ты создал контент и за это получил деньги. Сейчас очень много контента создается просто потому, что это прикольно. Вот им не нужно ничего за этот контент. Пусть просто его смотрят и лайкают. Да, на производство нужны деньги, это правда. Но очень много контента, который производится даже с потерями для его создателя. Он тратит деньги, но не для того, чтобы заработать. Есть и обратные примеры. Блог. Но, поверьте, очень много контента создается просто потому, что это прикольно. Люди хотят лайков».

Сейчас я должен...

«Сейчас я должен свой текст продвигать, я должен думать, как он будет выглядеть на сайте, я должен думать, как он будет выглядеть на полосе журнала. Я должен смотреть, как он выглядит на моем корпоративном аккаунте, я должен буду еще его пиарить на своей страничке и так далее, и только тогда, может быть, мой текст разойдется, разлетится».

Эффект от этого двойственный

«Корреспонденты более возрастные менее склонны использовать все эти новые вещи. Чтобы написать хороший текст, они сходят на пресс-конференцию, познакомятся с человеком, позвонят по телефону, но не полезут в вотсап. Эффект от этого двойственный. Да, с одной стороны, такие сотрудники снижают оперативность работы, и вы моментально начинаете проигрывать онлайн-маркетингу, замедляется продвижение новостей. Но, с другой стороны, повышается качество информации. Такие сотрудники тяготеют к традиционным, старым, но, увы, более продуктивным, более надежным способам получения информации».

Журналисты сейчас хорошие или плохие?

«Медиаменеджеры говорят, что им важнее всего, чтобы журналисты знали то, о чем пишут, и хорошо писали. И в то же время именно эти качества профессиональные в большом дефиците. Это уже свидетельство настоящего кадрового кризиса. Наиболее востребованные, наиболее действительно дефицитные качества не должны совпадать. А они совпадают. Говорят: нам нужны люди, которые владеют русским языком, а их нет. Нам нужны люди, которые разбираются в предмете – таких тоже мало. Понимаете, в чем вся штука?»

© Надежда Скороход
© Надежда Скороход
© Надежда Скороход

Деньги или еще что-то?

«А что вообще журналистам нужно, что их мотивирует? Деньги? Оказалось, нет. Нематериальные факторы, то есть интерес. Должно быть интересно работать. Это для журналистов важнее, чем денежное вознаграждение. Кроме того, есть еще одна проблема: чистых романтиков и чистых прагматиков в журналистике очень мало. В человеке все перемешано. Вы не можете долго держать журналиста исключительно на интересе. Нужно что-то платить. Но только поднимать зарплату журналистам бесполезно. Нужно чем-то заинтересовывать».

Почему журналисты очень быстро выгорают?

«Оказывается, эти ребята каждый вечер раз в час заходят на свои тексты, на свои материалы и смотрят, сколько там лайков, репостов, шеров. И заходят постоянно. Соответственно, когда готовят новый текст, максимально стараются улучшить  пост, чтобы в следующий раз он еще больше собрал лайков, шеров и репостов. Они себя загоняют, потому что моментально видят фидбэк. Если раньше ты обратной связи не получал, то сейчас ее много. Из-за этой обратной связи многие действительно физически не выдерживают. Они работают по 24 часа в сутки».

Медиасистема в кризисе – это очевидно

«В глубоком? В глубоком. А будет ли она жить в том же виде, в той же структуре, как и до того? Очевидно, нет. Но также абсолютно очевидно: то новое, что будет, – будет не менее интересным, просто оно будет совершенно другим».

©Надежда Скороход

Есть ли смысл учиться на журналиста?

«Да, и больше, чем когда бы то ни было. Потому что, если раньше вы были закрыты в рамках институциональных каких-то образований, редакций, еще чего-то, то сейчас вы абсолютно свободны. Вот как вы научитесь производить и маркетировать свои тексты, так все и будет. Огромное количество людей производит сейчас свой хороший, качественный контент, зарабатывает на этом деньги и кучу лайков, репостов, признание. Но для того, чтобы это делать, нужно понимать, как сделать текст. Если раньше за тебя это мог сделать редактор, обязан был делать, то сейчас вы за это отвечаете. Вы сейчас должны уметь больше, чем раньше».

Чтобы был выбор

«Вообще к массмедиа я как отношусь? Я бывший журналист, я готов на них жениться, серьезно! Мне без них будет очень скучно. Я не хочу жить в мире фейсбука. Почему у меня душа бунтует? Дело в том, что лет 30 назад мы жили в мире, где было много всего. У нас были разные телеканалы, разное СМИ, разное все, у нас были разные герои. А сейчас мы живем в мире, в котором есть фейсбук, инстаграмчик, ютуб. Постоянно мы пользуемся пятью продуктами. Все. Понимаете, мне не нужно больше ничего. Раньше я жил в мире, где было 500 героев, 500 газет, 500 каналов, а сейчас мне нужно пять платформ. И вот они решают, что я смотрю, что хочу, что не хочу. Они решают, как мне это показать, как я буду жить. Я не хочу так! Я хочу так, чтобы у меня был выбор очень большой».

20.08.2023
Тыквы-гиганты появились в Москве
Выставка овощей-гигантов открылась в демонстрационной оранжерее «Аптекарского огорода»
30.03.2023
Когда слов уже недостаточно
Особенности современного общения представлены на выставке в галерее "Краснохолмская"
20.08.2023
Калейдоскоп архивного кино
На Московском фестивале архивных фильмов показали более 80 шедевров советского и мирового кинематографа
29.04.2022
Карьеры без практики не бывает
На факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова прошел традиционный День карьеры