В Пушкинском музее открылась выставка «Пикассо & Хохлова», посвященная одному из важных периодов творчества испанского художника – супружеству с русской балериной Ольгой Хохловой. Наш корреспондент посетил выставку и выяснил, как менялось отношение Пикассо к жене.
Школьные группы захватили Пушкинский музей. Гардеробная была заполнена криками, радостными возгласами учеников по поводу отмены уроков. Учителя пытались перекричать этот шум. Протиснувшись сквозь несколько экскурсионных групп, я поднялась по лестнице в музей.
При входе на экспозицию стоят два серых трехметровых стенда. Миниатюрные выцветшие фотографии, закрепленные под стеклом, знакомят посетителей с главными героями экспозиции: Пабло Пикассо и Ольгой Хохловой.
Выставка располагалась на втором этаже, куда вела лестница с красной ковровой дорожкой. Картины Пикассо, развешанные по обе стороны лестницы, в галереях, притягивали. Не устояв перед соблазном, я повернула направо, миновав вход в Белый зал музея. Как выяснилось позже, это было ошибкой.
Первая картина, возле которой я остановилась, называлась «Сельский танец» (1922). Почти все полотно занимали неестественно громоздкие фигуры мужчины в сапфировом костюме и женщины в белом платье с длинными рукавами. Первое, на что падает взгляд, – рука танцовщицы, непропорциональная другим частям тела. Крупная и повернутая тыльной стороной, она закрывала собой руку партнера. У героини картины было пять пальцев (я специально посчитала), но из-за размера казалось, что их больше.
Следующие экспонаты представляли собой наброски Пикассо и фотографии молодой Ольги Хохловой в начале ее знакомства с художником. Примечательными для меня оказались два экспоната. Первый – рисунок «Рука художника» – вызвал недоумение: эскиз левой руки, написанный карандашом и гуашью, в реалистической манере, где прорисованы ногти, складки на пальцах и морщинки, которые появляются, когда немного загибаешь пальцы.
Второй экспонат, надолго задержавший мое внимание, был эскиз обложки партитуры «Регтайма» Игоря Стравинского, на которой изображены скрипач и банджоист. Герои прорисованы одной линией. Найдя начало (или конец?), я вела взгляд по линии и представляла, как уверенная рука художника ее выводит. Я заметила, что мои пальцы машинально повторяли завитки эскиза.
«О, узнаю Пикассо!» – воскликнула какая-то девушка, когда мы практически одновременно подошли к полотну «Художник и модель», написанному в 1926 году. Сюрреалистические образы, вычерченные как будто одной линией, показывали взаимосвязь творца и его музы. Пабло Пикассо создал полотно спустя почти 10 лет со дня знакомства с Ольгой Хохловой.
В следующем зале были представлены картины «Поцелуй», «Женщина в красном кресле» (1929), «Распятие» (1930), написанные в сюрреалистической манере. На информационных блоках, расположенных по стенам музея, говорится, что в этот период у Пабло и Ольги были сложные семейные отношения (Пикассо в 1927 году знакомится с Марией-Терезой, которая становится его любовницей). Вполне возможно, что именно такие формы соответствовали обуревавшим художника чувствам. Еще больше в этом убеждали произведения, вывешенные в следующем зале.
«Купальщицы» – серия картин, созданных в Динаре, куда Пикассо вместе с Хохловой (и Мария-Тереза, но тайно) приезжали в 1928 и1929 годах. Здесь даже обычный зритель заметит изменения в творчестве Пикассо. «Купальщицы, играющие в мяч» – это огромные сюрреалистические фигуры женщин. Купальщицы изображены в напряженных, искусственных позах, с вывернутыми ногами и руками. Образы максимально упрощены, похожи на силуэты, сделанные из картона. Это, скорее, символы, а не люди. Картина выполнена в насыщенных синих и бежевых тонах.
На другой картине – «Купальщица с мячом» – еще более условная женская фигура «держит» шар двумя отростками-руками, которые вырастают как будто из ноги. На месте, где гипотетически должна быть голова, находится нечто наподобие выемки, напоминающей чашу. В отличие от уплощенных тел «Купальщиц, играющих в мяч», эта фигура объемна. Как говорится в информационной памятке, образы на картинах тоже связаны с изменившимися отношениями к жене.
Апофеозом этих изменений стала картина в следующем зале – «Большая обнаженная в красном кресле» (1929 год). Растекшаяся фигура женщины наполовину лежит в кресле. Неестественно вытянутые подобия рук и ног, пятно лица, с отчетливо прорисованными острыми зубами, – все это производит жуткое, отталкивающее впечатление. Считается, что в этом женском образе Пикассо отразил свои стремительно ухудшающиеся отношения с Ольгой. Такова была Ольга для Пабло в конце их отношений.
Этой картиной я думала закончить посещение выставки, но вспомнила о Белом зале и направилась туда.
Передо мной открылась совершенно другая сторона творчества Пикассо. «Так вот с чего все начиналось!», – подумала я. Сюрреалистический образ «Обнаженной …» еще сохранялся в памяти, но передо мной была уже совсем другая Хохлова. «Задумчивая Ольга» (1923 год) сидит кресле. Каштановые волосы убраны в косу, которая скрывается под одеждой. Черты лица четко очерчены. Этот портрет погруженной в себя молодой женщины написан в неореалистическом духе.
На картине «Мать и дитя» (1921 год) в образе матери можно уловить черты Ольги, но в то же время это и некий обобщенный персонаж, символизирующий материнство, в образе ребенка – черты их недавно родившегося сына Пауло. Обе фигуры массивны, тяжеловесны. Они напоминают образы народного искусства. Женщина держит ребенка на руках и смотрит на него сверху с легкой улыбкой, а дитя просится к матери, вытянув руки вверх.
Теперь пазл сложился. Для Пабло Пикассо образ Ольги за восемнадцать лет трансформировался: от любимой девушки и матери к чудовищу с оскалом. И эта трансформация, это движение отразилось в разных формах – от неореализма к сюрреализму.
Представленный на выставке период жизни Пикассо может служить как почвой для исследования отношений супругов, так и для самоанализа.