Корреспондент «Журналиста Online» поговорила с предпринимателями, которые на собственном примере доказывают: можно построить бизнес, основанный на эко-идеях, и не разориться.
Валерия Голодяева – представитель компании «Орехи есть». Ореховая паста, тертые, цельные, сухие орехи – ассортимент пензенской компании сродни ее девизу: «С близкими делятся лучшим».
Об экологичности продукта. Орехи, которые используются для проекта «Орехи есть», привозятся из экологически чистых стран, проходят лабораторную проверку на производстве, щадяще обжариваются согласно международным стандартам качества, поэтому у нас всегда есть уверенность в качестве ореха.У нас вы не встретите орехи, хранящиеся больше года. Предложение достойное: его не стыдно предлагать, с ним не стыдно выходить на рынок.
Об осознанном потреблении. Конечно, до сих пор есть опасение, что в представлении покупателей рынок занят «Нутеллой». Но мы не переубеждаем людей, наша задача – поделиться информацией о новом для них продукте и просто дать его попробовать: «Обратите внимание на то, что вы едите». Меня лично очень волнует, чем питается мой ребенок, наверное, как и всех родителей. Сомневающимся скажу: я знаю, что содержится в нашем продукте, и я уверена в нем.
Об отношении к предпринимательству. Я отношусь к делу не как к бизнесу. Для меня это больше, чем коммерция, по сути, это мой третий ребенок. Очень много сил, любви, энергии вложено в этот проект. Я надеюсь, что получится создать такую систему, которая будет нас по-прежнему вдохновлять и при этом приносить прибыль.
Валерия Ветрова – создатель бренда сумок Ahimsa из эко-кожи. Этот материал считается этичным, потому что для его создания не используются животные ресурсы.
О необходимости экологического просвещения. Мы живем во времена бездумного потребления, и сами же от этого гибнем. Чтобы следующие поколения имели возможность дышать чистым воздухом, есть нормальные продукты и оставаться добрыми, нам нужно признать такую систему жизненных ценностей, в которой животные перестанут рассматриваться как био-ресурсы для человека: как поставщики мяса, кожи, меха, чего угодно. Об этичном образе жизни нужно говорить широко, объяснять влияние животных на планету, потому что такой подход к братьям нашим меньшим пока очевиден не всем.
Об экологическом подходе к потреблению. Сейчас люди начинают все более осознанно подходить к потреблению. Этому способствует, во-первых, доступность информации. Во-вторых, желание оставаться здоровыми и органичными с природой. Конечно, прекрасным образцом для подражания служит и положительный опыт тех, кто уже перешел на растительное питание и экологичный образ жизни. Думаю, всем хочется быть такими же красивыми и здоровыми.
О перспективах эко-бизнеса. Сложно предсказать будущее бизнеса в России, особенно если он связан с легкой промышленностью и производством. Эта сфера находится в упадническом состоянии. Надеяться на государственные масштабные решения не приходится, поэтому вся надежда на инициативные группы людей. Их становится все больше, политика их бизнеса все продуманней, поэтому не теряю надежду.
Саша Москвичева – петербурженка, «мама» кружки togo с заманчивым названием «Дрохеда». Кружка формата keepcup стала альтернативой одноразовому стаканчику для кофе. Экологичность этой посуды – в возможности многоразового использования, что сказывается на резком сокращении отходов.
Об опыте работы с кофейнями. Первым местом, куда я обратилась с предложением о сотрудничестве, была петербургская кофейня Civil.Там ответили, что мое предложение их не интересует. Потом я написала в The Doris Day, и они согласились. Более того, мне в компании сказали, что давно ищут альтернативу бумажным стаканчикам. Я видела в Инстаграме под постом фирмы комментарии девушек, в которых было написано: это очень здорово – таким способом поддерживать экологию.
Об осознанном выборе образа жизни. Тема экологии входила в мою жизнь потихоньку. У меня сестра живет в Германии, и когда я к ней приезжала, то видела, как у них разделяют мусор, пользуются тряпичными сумками. В какой-то момент у нас дома начала появляться этичная бытовая химия.
О старте своего дела. Сложно ли начать свой эко-бизнес? На самом деле, это иллюзия, что сложно. Это как думать, что переехать жить за границу сложно, – ты просто берешь и переезжаешь. Так же и в бизнесе. Ты определяешься с тем, что ты хочешь делать, а потом ищешь много разных вариантов, выбираешь, который подходит тебе, и просто делаешь.
Об отношении к предпринимательству. Лично для меня это самовыражение и способ начать что-то делать. У меня очень изменилось внутреннее состояние, когда я поняла, что делаю что-то полезное. Звучит немножко пафосно, но да, действительно есть чувство, что потихоньку меняешь мир, делаешь его лучше, чище.
Наташа Шойхет – основатель «Букводома», культурно-образовательного пространства в парке «Сокольники». Каждый месяц в «Букводоме» проходит «зеленый выходной», целью которого является экологическое просвещение людей.
О сложности выстраивания бизнеса по эко-принципам. В России вести дела в соответствии с эко-принципами сложно, но все-таки можно. Правда, потребуется серьезное намерение и время, чтобы выстроить для себя систему.
О необходимости eco-friendly проектов. Нынешние реалии таковы, что у нас до сих пор на государственном уровне не внедрен раздельный сбор отходов, многие действия предпринимателя не регламентированы. Никто, например, не обязывает его отказаться от использования одноразовых пластиковых пакетов. В этих условиях важна личная инициатива в организации эко-проектов, чтобы, во-первых, вдохновлять простого человека на простые шаги в эту сторону. Во-вторых, чтобы наносить как можно меньше вреда окружающей среде.
Совет молодым предпринимателям. Не бояться, потому что экологично – это экономично! Экологичные решения и технологии позволят экономить вложения, затраты и ресурсы проекта. Об этом даже есть книга – «Богатый, умный, экологичный» Дэниэла Ситарза.
Ульяна Борисова – идейный вдохновитель и создатель HolyBasilCafe, места повышенной концентрации разнообразных веганских блюд.
О главных эко-принципах кафе. Наш основной девиз – Healthy Living. Это принципы полезного питания для поддержания здоровья и энергии в теле человека. Мы используем минимальное количество рафинированных продуктов, отдавая предпочтения цельным. Это и крупы, и овощи, и фрукты. Например, все наши десерты делаются без муки, сахара, молока и яиц. Они потрясающе вкусные, но при этом не нанесут вреда фигуре.
О причинах выбора направленности кухни. Такое направление было выбрано исключительно потому, что так я питаюсь сама и хотела бы предложить полезную и вкусную еду всем гостям нашего кафе. Если делаешь дело с душой, боязни того, что оно будет не востребовано, быть не должно. Тем более, что наши принципы Healty Living шире, чем веганство. У нас есть и блюда с рыбой. Хотя сама я вегетарианка, я считаю, что это личный выбор и я не хочу никому его навязывать.
О перспективе эко-темы в предпринимательстве. Идея здорового образа жизни только набирает обороты в нашей стране. Я верю, что осознанный подход как к питанию, так и к жизни в целом будет активно распространяться. Ведь испытав на себе, как приятно жить, заботясь о своем теле, вы вряд ли захотите вернуться «обратно».