Если человек умен, то он умен во всём

Предыдущая статья Следующая статья

В Фундаментальной библиотеке МГУ прошла лекция Дмитрия Ушакова «Психология интеллекта»

Текст: Кристина Горбунова, Елена Симонова-Зеленкова

7 октября в рамках Всероссийского фестиваля «НАУКА 0+» состоялась лекция «Психология интеллекта». Данное мероприятие провел академик и директор Института психологии РАН Дмитрий Викторович Ушаков. Профессор рассказал слушателям, какие виды интеллекта существуют и из каких частей они состоят, как разные виды ума связаны между собой, а также обозначил на конкретных примерах, какую роль интеллект играет в жизни человека.

©Кристина Горбунова / Журналист Online

В начале лекции Дмитрий Викторович подчеркнул, что предметом беседы станет «таинственный и могучий» интеллект человека, который следует рассматривать многогранно: чтобы психологические термины и законы были понятны для всех слушателей, лектор предложил сначала обсуждать проблемы из нашей жизни, а затем углубляться в научные абстракции.

Первым моментом, на который лектор обратил особое внимание слушателей, стал вопрос о том, что из себя представляет человеческий интеллект. Дмитрий Викторович обратился к жизненному примеру, чтобы подвести аудиторию к научному решению этой проблемы. Понятно, что среди нас есть и люди, одарённые вербально, словесно, и те, кто наделён математическими, числовыми способностями. Отсюда возникает вопрос: это один и тот же ум или разные виды ума? На него Дмитрий Викторович ответил слушателями, опираясь на трёхслойную теорию Джонома Кэрролла – американского ученого, специализирующегося на исследованиях человеческого интеллекта. 

Лектор объяснил, что, согласно теории американского психолога, наш ум состоит из трёх уровней: первая страта – фактор G, генеральный, вторая – это широкие интеллектуальные факторы, третья – узкие интеллектуальные факторы. Дмитрий Викторович прежде всего обратил внимание на второй уровень, состоящий из восьми способностей, из которых он детально рассмотрел флюидный интеллект, кристаллизованный, зрительные и слуховые способности. 

Чтобы наглядно объяснить, что из себя представляет каждый из названных видов способностей, лектор добавил в свой рассказ примеры из жизни известных людей и разные психологические тесты. Так, например, Дмитрий Викторович предложил слушателям пройти тест на трехмерное вращение для выявления зрительных способностей, а затем привёл в пример Леонардо да Винчи и его набросок, показывающий принцип турбулентности, который точно демонстрирует одаренность художника и его способность воспринимать то, что заметно не для каждого из нас. 

Подводя итог первой части лекции, лектор объяснил, что означает подобное разбиение нашего ума на страты. Здесь важным становится генеральный фактор – показатель того, что все виды интеллектуальной деятельности связаны между собой. «Если человек умён в чём-то, то, скорее всего, он будет умён и в другой интеллектуальной области», – заключил Дмитрий Викторович, подчёркивая вероятность подобной научной идеи, имеющей под собой серьёзные научные основания.

Вторая часть лекции была посвящена роли интеллекта в жизни человека. Дмитрий Ушаков заострил внимание на психологических данных, в частности, на мета-анализе. Представленная аудитории таблица указывала разницу в показателях вовлеченности интеллекта в трех сферах жизни: образовании, профессии и работе. По данным таблицы, наибольшая вовлеченность интеллекта прослеживается в образовательной среде (0,56%), что делает образование преимущественной сферой для развития интеллекта. Корреляции, затрагивающие профессию и работу, по данным опроса, занимают более низкие позиции (0,43% и 0,23%).

Приводя в качестве примера результаты одного из исследований института Джонсона Хопкинса, лектор подчеркнул, что на начальном этапе любого исследования или образовательной работы большую роль играет специфика интеллекта: «Люди с математическим интеллектом, в большинстве случаев, защищают диссертацию, опираясь на невербальный способ, гуманитаристы же предпочитают вербальный интеллект».

Также Дмитрий Викторович Ушаков подчеркнул, что максимальных результатов в математике люди достигают не сколько с высоким интеллектом, столько со сбалансированным: у них преобладают как математические, так и гуманитарные способности: «То же самое касается и гуманитариев. Все должно быть в балансе»,– уточнил профессор.

Более того, академик обозначил, что достижения людей в науке происходят существенно позже, чем человек достигает максимальных знаний по интеллекту. Анализируя график с возрастной динамикой интеллекта, Дмитрий Викторович Ушаков сравнил профессии, обозначая творческий пик каждой из них: «Для разных областей он разный. Самый ранний пик достижений у лирических поэтов – это 28 лет, у шахматистов–25 лет, у математиков он наступает в 37-38 лет. Но если мы говорим о гуманитарных и естественных науках, то это происходит намного позднее».

Раскрывая тему интеллекта, профессор обозначил, что интеллект связан как с индивидуальными достижениями людей, так и с групповыми: «Важно понимать, что мы рассматриваем группы людей, предприятия, страны, регионы. Каждый определяет для себя задачи и решает их, объединяясь».

Однако лектор отметил, что для того, чтобы интеллект работал, должны ставиться высокие задачи: «Когда люди могут зарабатывать на простых задачах за счет натуральных ресурсов, сложными бизнесменами не стать», – заключил Дмитрий Викторович Ушаков.

Последняя часть лекции была посвящена интеллекту групп. Для более подробного описания темы лектор прибегнул к историческим справкам, используя заметки французского государственного деятеля  и полководца Наполеона Бонапарта: «По результатам египетской кампании описывая свои военные действия, Наполеон заключил, что двое египетских рыцарей побьют троих французов, но что французы не побегут перед сотней египетских рыцарей, а тысяча французов наверняка разобьет полторы тысячи египетских рыцарей. Из этого следует, что на индивидуальном уровне французы проигрывают, а на коллективном– выигрывают. Поскольку экономика, как и наука, это коллективное решение задач, огромную роль играет не только интеллект, но и социальный институт», – обозначил профессор.

В заключении лекции академик подвел итоги, подытожив главные преимущества интеллекта. Ушаков подчеркнул, что на сегодняшний день интеллект играет огромную роль в культурной и биологической жизни человека: «Сейчас мы все присутствуем в начале новой эпохи, когда наш естественный интеллект начинает пользоваться орудиями искусственного интеллекта», – обозначил лектор. 

12.07.2022
Виртуальный прыжок в искусство
Студия ArtDynamics представила известные шедевры классического искусства в формате VR
29.07.2019
Свободный полет
Как стать парашютистом и победить боязнь высоты
09.10.2021
Мозг, разум, время и пространство
Открытая лекция Георга Нортхоффа, профессора Королевского института исследования психического здоровья университета Оттавы на фестивале NAUKA 0+
14.07.2021
Десятиметровые великаны
Мемориальный комплекс “Героям-панфиловцам” в Подмосковье