17-18 марта 2022 года на базе Российской Академии Образования (РАО) прошел Первый Всероссийский форум «Педагогическое образование в классическом университете». Участники обсудили ключевые проблемы педагогического образования и обозначили векторы дальнейшего развития этой сферы. Спикерами мероприятия стали представители Правительства России, ученые, преподаватели вузов. Речь шла о роли педагогов в формировании ценностей молодого поколения.
Заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк рассказал "Журналисту Online", как будут развиваться подходы к подготовке педагогических кадров и какие инновации помогут получить педагогическое образование тем, кто уже имеет диплом по другой специальности.
Каково значение данного форума для развития педагогического профессионального сообщества России?
Это начало очень серьезной работы по современным подходам к педагогическому образованию в Российской Федерации, которое было положено почти год назад, когда 8 июня 2021 года на базе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова прошел совет ректоров. Тогда министр образования Валерий Николаевич Фальков и председатель Союза ректоров Виктор Антонович Садовничий говорили о том, что нам нужно выработать общие подходы к подготовке педагогических кадров. И была принята декларация, которая определила общие современные подходы к подготовке педагогических кадров. За это время была проделана серьезная работа, и Министерство науки и высшего образования поручило Российской академии образования заниматься данным вопросом. Форум, состоявшийся на площадках Российской академии образования, – это начало той серьезной работы, которая будет проводиться сегодня классическими университетами при координации Российской академии образования по выработке современных подходов к подготовке педагогов.
Как развивается педагогическая наука?
Это тоже очень важное направление для нас, потому что Российская академия образования является ведущей организацией, которая занимается научными исследованиями, экспертной деятельностью. Развитие педагогической науки – очень важное направление, сегодня в РАО создана лаборатория по мониторингу научных исследований в области образования. Я думаю, что мы в ближайшее время подготовим анализ диссертационных исследований, которые изучались в нашей стране за последние десять лет. Наша задача – определить, какие научные направления в педагогике сегодня являются первоочередными: над чем должны работать сегодня ученые и научное сообщество вузов для того, чтобы помочь практической педагогике.
Какие планы по поддержке студентов, которые обучаются на педагогических специальностях?
О мерах социальной поддержки говорил на заключительном пленаре Министр науки и высшей школы Валерий Николаевич Фальков. Что касается Академии, наша задача – поддержка педагогически одаренной молодежи, студентов педагогических факультетов, педагогических специальностей и их желания заниматься наукой. Это – всевозможные конкурсы, возможность публикаций и стажировок, возможность взаимодействия и общения с ведущими учеными нашей страны, которые помогут ребятам, выбирающим научное направление как основное их деятельности, состояться в науке.
Какие инновации можно ожидать в ближайшем будущем в подготовке педагогических кадров?
Открытие исследовательских магистратур, педагогических магистратур для студентов непедагогических специальностей, когда молодой человек заканчивает непедагогический бакалавриат или специалитет, но у него есть стремления и желание работать в школе. На сегодняшний день классические университеты готовы открывать магистратуры, которые помогают ребятам, получившим другие, непедагогические специальности, пойти работать в школу за счет педагогической магистратуры. Исследовательская магистратура – тоже очень важная программа, которая основательно поможет уже определившимся, закончившим бакалавриат или специалитет студентам, готовым связать свою жизнь с наукой.