Автор: Екатерина Бирюкова
У композитора, гусляра-сказителя Кирилла Богомилова есть свой Youtube-канал, где больше 8 тысяч подписчиков и практически под каждым видео по 300 тысяч просмотров, сообщество в ВК с 5,5 тысячами подписчиков. Более того, Кирилл - финалист конкурса «Таланты Москвы 2017», он выступает в консерватории Чайковского, участвует в конкурсах, концертах в разных городах, написал альбом, приходил на программу "Доброе утро" на Первом канале, на радио. Мы решили узнать, зачем гусляру нужен проект #музыкавметро и почему он выступает в переходе.
©Фото из личного архива героя
Зачем вы выступаете в метро?
#Музыкавметро - очень интересный проект мэрии Москвы, он дает возможность каждому высказаться, ведь музыкант говорит через музыку, через свои альбомы. Для меня это определенный жизненный опыт, возможность быть в диалоге со слушателем, потому что, как вы видите, это своего рода концертная площадка, она интересна из-за большого потока людей.
Еще проект интересен тем, что люди, которые ничего не слышали про гусли, узнают о них. Они не ожидают в метро внезапно встретить инструмент, который многие знают по былинам, сказаниям, фильмам. Это живая аудитория и для меня интересны неожиданности, которые приходят в метро.
То есть на концерте неожиданностей нет, диалога нет, а в метро есть?
На концертах всегда есть диалог, я считаю, создавать диалог с публикой - это основная задача музыканта, потому что он исполняет свою музыку для конкретной аудитории, для живых людей, а выступления в метро отличаются от концертов именно неожиданностью. Ведь на концерт люди приходят, уже зная, что они будут слушать, а здесь работает элемент неожиданности. Это, во-первых. Во-вторых, как правило, на концерт приходят люди, которые знают о том, что будут играть гусли, а тут большинство людей даже не знают, что вообще есть такой инструмент, ведь много приезжих.
В проекте #музыкавметро выступают разные люди, даже именитые звезды, потому что публике интересен момент неожиданности. Для меня это помещение - храм культуры, где можно выступать; это концертная площадка, где ты ни от кого не зависишь, никому особо не мешаешь. В то же время ты выражаешь то, что ты хочешь выразить. Для меня это еще и практика, я провожу музыкальные эксперименты на этой точке.
В игре в метро есть что-то интересное для меня. Я не думаю, буду я долго играть или нет. Пока мне это приносит удовлетворение, радость, творческое вдохновение – я буду продолжать. Я считаю, для музыканта самое главное – это творческое вдохновение. Когда у человека уходит вдохновение в жизни, для него начинается мертвый сезон, а для музыканта вдохновение - это источник существования на Земле. И если нет вдохновения, то нет и творения, нет искусства, которое создает музыкант.
Как давно вы участвуете в проекте #музыкавметро?
Я участвую год в проекте, и это хороший опыт. Многие познакомились с моим творчеством, к тому же я часто встречаю людей, которые меня знают, моих друзей, для них это большой сюрприз. Для игры в метро требуется более сложная и ответственная подготовка, я серьезно к этому готовлюсь. И есть отдача: я вижу, как люди реагируют на мое творчество, как относятся к нему. И мне приятно, что реакция людей положительна.
Чтобы получить разрешение на игру в метро, нужно пройти кастинг: кто сидит в членах жюри? Насколько тяжело пройти этот кастинг? На сайте написано, что приходят известные композиторы, музыканты, певцы, это на самом деле так?
Да, среди членов жюри были и люди из театра, и один из основателей группы «На-На». И отбор достаточно сложный, потому что в прошлый сезон из 1400 человек отбирали 400, из 400 отбирали 200, и уже вот эти 200 прошли в сезон, те, кого жюри посчитало самыми достойными и талантливыми. Здесь очень многое зависит от таланта и от характера музыки, исполнения, потому что проект #музыкавметро отчасти представляет культурную составляющую столицы. Люди видят тех, кто играет в метро и понимают, что это музыка, которую исполняет столица.
Получается, что обычный гитарист-любитель попасть в проект не может, а только профессиональный музыкант, который давно занимается музыкой?
Вопрос профессионализма - вопрос сложный, потому что я считаю, что человек становится профессионалом, когда занимается любимым делом больше 50 тысяч часов. Профессионалами не рождаются. Это значит, что человек, закончив консерваторию, не стал профессионалом, он должен пройти определенный опыт, после которого будет ясно, есть ли у него талант, выразительность в музыке. Жюри это определяет достаточно точно, они собирают баллы и по баллам определяют, кто прошел а, кто - нет.
Вам организаторы проекта #музыкавметро хоть как-то помогают, поддерживают? Например, я вижу, у вас стоит профессиональный свет, микрофон, колонки, это все ваше?
Нет, это личное оборудование. Меня поддерживают мои личные поклонники, друзья, люди, которым нравится эта музыка. Проект #музыкавметро - больше благотворительный проект, это поддержка для развития.
Проект предоставляет подписку на год, если год закончился, значит вам надо повторно проходить кастинг?
Да, конечно, потому что правила для всех одинаковые, иначе было бы нечестно: может, человек изменился, стал хуже играть, может, кто-то решил не выступать. Но это правильно, потому что это честный конкурс, честные выступления, и сами люди видят, кто чего стоит.
На сайте сказано, что участие в проекте – это поддержка со стороны СМИ, говорится о статусе и бейдже «городского музыканта», что это, действительно ли есть поддержка?
Бейдж - это то, что дает право выступать, так как в метро существуют проверки. У музыканта есть специальный бейдж, лицензия на выступление - это обязательное условие. Поддержка СМИ есть, существует Московский Продюсерский Центр, который так же связан с #музыкойвметро, и проект сам часто приглашает музыкантов на различные мероприятия, например, на ВДНХ. Для начального этапа музыкального развития это интересный проект. В дальнейшем для музыкантов представляет интерес продвигаться на более высокий уровень через концертную деятельность. Это на самом деле замечательный проект.
Может подойти полицейский или сотрудник метро и попросить этот бейдж ?
Да, это происходит часто. Если полицейский не знает музыканта, видит его в первый раз, тогда он спрашивает, проверки проходят часто.
Сколько раз в неделю и по сколько часов Вы работает в метро?
Обычно несколько раз в неделю. В среднем выступление длится 2 часа.
Сколько вы зарабатываете?
Немного, во-первых, это зависит от того, как музыкант играет и вкладывает ли свое сердце в это. Во-вторых, зависит от слушателей: сколько люди желают помочь, столько они помогают. По-разному бывает, сложно ответить на этот вопрос.
Какая у Вас основная работа, в консерватории?
Нет, это просто выступления и участие в конференции. Моя основная работа – это профессиональная музыка: я пишу музыку, исполняю, у меня есть своя студия, я экспериментирую с инструментом, смешиваю разные звуки. Я приглашаю в проект новых музыкантов. Кроме того, я занимаюсь обучением, у меня есть ученики, на это уходит очень много времени. В свободное время я играю в метро.
Есть ли разница в том, на каких станциях играть? На какой лучше всего?
Да, есть большая разница. Для каждого музыканта - свое место, своя точка, где он привык, где ему комфортно, сообразно акустическим характеристикам его инструмента, для каждого инструмента, исполнителя совершенно разные точки. Нет общих критериев, есть люди, для которых важно место, где они могут больше заработать, а есть люди, для которых важно место, где им комфортней выступать.
Мне комфортно выступать на «Библиотеке имени Ленина», потому что здесь много людей, рядом находится библиотека и люди, которым интересен именно наш культурный срез, часто здесь проходят.
За сколько дней или недель надо резервировать место в метро для игры на инструменте, ведь просто так не придёшь и не начнешь играть?
Есть специальный сайт, где музыканты регистрируют места, это можно делать в любое время. Места есть, но все зависит от точки. Есть очень популярные станции, где вообще никогда нет мест: например, на «Театральной», там всегда забито. Но есть люди, которым эта станция нравится, потому что она историческая, там и раньше играли музыканты. Мне, например, она не очень подходит, я играл на этой точке, и мне она не понравилась.
Где вы получил свое музыкальное образование?
С пяти лет я учился на скрипке, фортепияно и аккордеоне, я закончил музыкальную школу им. А.П. Бородина. Потом я занимался сольной музыкой, жил в Испании, стажировался на студиях, выступал с музыкантами, много занимался вокалом, музыкой, искал инструмент, который может идеально выразить меня.