Искусство через разрушение

Предыдущая статья Следующая статья

Художник, фотограф и коллажист Соня Август о творческом пути, признании и работе со звёздами

В своих художественных работах 22-летняя Соня Август осуществляет синтез нескольких видов искусства: живописи, фотографии и коллажа. Поначалу её подход многим казался бесперспективным и чересчур «мудрёным». Но она продолжила развивать свой стиль и экспериментировать. Сейчас за авторским видением Сони обращаются известные по всей России исполнители, модные дизайнеры и блогеры. В интервью Соня рассказала о том, как формировался её стиль и поделилась подробностями работы со звёздами.

©Из личного архива героини

Расскажи о своём детстве.

Я росла в атмосфере полного принятия и поддержки, родители всегда стремились развивать мои способности. Как только мне хотелось попробовать что-то новое, я сразу же оказывалась на секции или в кабинете репетитора. Пробовала музыку (на чём только не играла), пыталась учить языки. Но всё это время рисование оставалось чем-то основным. Я рисовала всегда и везде, помнится, мне нередко прилетало за то, что я занималась этим на уроках. Мне никогда не запрещали что-либо, могла спокойно поделиться с мамой тем, что прогуляла школу. Я была любопытным ребенком, не бунтовала, но и покладистой меня назвать было нельзя. Глядя на своего младшего брата и сестру, я искренне радуюсь тому, что мама позволяет им любое творчество. Однажды младший брат разрисовал всю комнату от пола до потолка граффити. Его, впрочем, как и меня, за подобное не ругали.Помню случай: мой младший брат сидел за кухонным столом, играл со свечкой, поливал скатерть воском и пытался поджечь тарелку. Я сказала маме: 

⁃ Мам! Скажи ему хоть что-то!

⁃ Это творчество - спокойно ответил мама.

⁃ Он сейчас подожжёт скатерть.

⁃ Это творчество через разрушение. 

Тебе откликается эта концепция? Ведь коллаж во многом является “творчеством через разрушение”.

Я записала эту фразу. В какой-то степени то, чем я занимаюсь, действительно похоже на творчество через разрушение. Порой мне хочется всё уничтожить. Я не трясусь над созданными объектами. Когда я делаю коллажи, почти все исходные материалы уничтожаются в ходе процесса, а большая часть моих работ существует лишь в цифровом формате. Все потому, что в работе над коллажем, я добавляю всё новые и новые элементы, меняя его до неузнаваемости. Совершенно разные на первый взгляд изображения являются промежуточными этапами одного большого процесса. 

Помнишь свой первый коллаж?

Да, он единственный сейчас хранится в рамке. Его я сделала еще в Ростове, сразу после того, как впервые вывесила свои снимки. Выставка закончилась, а работы остались, и я не знала, что с ними делать дальше. Я решилась на очередные эксперименты, что-то дорисовала поверх распечаток, где-то порвала бумагу, а где-то склеила. Тогда-то я и осознала, какие невероятные возможности открывает коллаж. Любовь к экспериментам – важнейший двигатель моего творчества. Свой список приёмов и техник я сформировала случайно, как раз-таки в ходе подобных экспериментов. Они продолжаются и по сей день: в работе с заказчиками я редко обговариваю, каким будет конечный результат - я и сама не всегда это знаю.

С чего начался твой творческий путь?

Перед тем, как начать создавать коллажи, я немало времени уделила фотографии. При этом отправной точкой на моём пути стала живопись. Я училась в художественном училище имени М.Б. Грекова в Ростове-на-Дону. Признаться честно, это был трудный этап. Конечно, училище дало мне какие-то представления об искусстве, я любила философию, историю искусств, историю культуры. Что касается профильных предметов, не могу сказать, что я чему-то научилась. Те знания, которые у меня есть сейчас, я получила сама, а большую часть уже после того, как выпустилась. У меня ни разу не было пятерки ни по живописи, ни по рисунку, ни по композиции. 

В твоих профилях в социальных сетях представлено не так много живописных работ, в основном, это фотография и коллаж. Почему?

Живописи у меня сейчас не так много, большую часть рисунков я не выкладываю. Отнюдь не многие из них я считаю достойными публикации. Может быть, когда-нибудь я взгляну на них, и они настолько мне понравятся, что я пойму - нужно это всем показать!

В чем для тебя принципиальное отличие живописи от коллажа или фотографии?

Этих отличий не так много. Во всех направлениях я пытаюсь находить что-то новое, работать с материалами и тем, какое они обретают визуальное обличие. Коллаж - определённый симбиоз рисования и фотографии, он открывает множество возможностей для работы с материалами. Нередко я что-то дорисовываю, использую различные краски, карандаши и мелки, рву, режу, сшиваю и снова рву. При создании коллажей я часто ориентируюсь на полученные из живописи знания - композицию и теорию цвета.  

О чем была твоя живопись на ранних этапах и сегодня?

Мне трудно проследить какую-то динамику. Помню, в детстве я рисовала комикс о себе и своей подруге. Я много рисовала, даже не могу выделить что-то конкретное. Не все мои картины содержат в себе какое-то высказывание или направленность, порой я рисую только ради процесса. Иногда сюжет обретает концепцию в процессе. У меня есть одна картина: ее я нарисовала всего за несколько часов. На картине изображен «жук как лес», на нём расположился красный домик. Я нарисовала эту картину сразу после того, как поссорились два близких мне человека. Мне хотелось изобразить дом друзей, в котором мы бы жили все вместе… А получилось, что я в нём живу совсем одна. Даже цвета получились не такими яркими, как обычно. Я выложила эту картину в сеть, выгрузила видео с процессом создания, и в самом ролике рассказала, почему картина вышла именно такой. Это видео посмотрели те самые поссорившиеся подруги. Они, не сговариваясь, написали мне схожие сообщения, в которых поделились своими мыслями на этот счёт. Они сказали, что картина вызвала определенные эмоции и они хотят помириться. Это удивительный случай.

Кем ты хотела стать в детстве?

Поступая в художественное училище, я была уверена, что стану художником, заканчивая его - верила, что стану фотографом. Сейчас я не пытаюсь определить границы своей деятельности, я просто продолжаю делать то, что мне нравится - фотографирую, создаю коллажи и рисую. В будущем я бы хотела попробовать создание видео-арта. Мне очень нравится делать «живые фотографии», снимать всё, что меня цепляет. Именно так я и решила заняться фотографией, ведь я вижу очень много всего красивого. 

Для меня красота мира субъективна, то, каким я его вижу, зависит от моего эмоционального состояния. Проживая тяжелые жизненные этапы мне становится трудно замечать что-то вокруг, видеть красоту в повседневности. Когда я училась в вузе, фотографировала вообще всё, что меня привлекало. Это могло быть растаявшее на асфальте мороженое, растекшееся в забавной форме, объекты, составлявшие интересную композицию.

Каким человек видит мир глазами Сони Август? 

То, как вижу я - для меня обыденность. Необычным мне бы показался взгляд другого человека. Глядя на камушек, листочек и деревяшку, я могу придумать какой-то сюжет с этими объектами, увидеть их взаимоотношения. Например, камушек может быть злодеем и гнаться за листиком, а деревяшка будет ему помогать. Объекты и цвета могут любить друг друга. Синий и красный, к примеру, могут пребывать в вечной вражде. Тот же стул, на котором я сижу: его можно сфотографировать как какого-то злодея, одинокого персонажа или весельчака. Все зависит от цвета и формы этого стула, от того, как он расположен в пространстве кадра, и с какого ракурса он снят. Я многое могу увидеть в предмете или в человеке и показать это так, как мне захочется. Подмечая что-то подобное во время прогулок, я фотографировала это, снимки выкладывала в сеть. 

В какой момент ты осознала, что хочешь быть не только художником, но и фотографом?

На День рождения я попросила фотоаппарат. Тогда-то я и начала придумывать первые съёмки. Звала друзей, мы наряжались в странные костюмы и ходили по улицам, фотографировались. Мне очень нравятся маскарады, преображения через образы и наряды. Со временем я осознала, что хочу делать это лучше. Мне было важно, чтобы съёмки не ограничивалось одним лишь весельем. Я начала больше работать над образами и стилизацией, набиралась опыта.

Помнишь съёмку, к которой ты подошла со всей серьёзностью?

Это была съёмка в образе индуистской Богини Кали. Для неё мне пришлось бегать по всему Ростову и собирать ненужные детские игрушки и куклы. Из их голов я сделала каноническое ожерелье Богини Кали - бусы из человеческих голов. 

Богиню нередко изображает с синей кожей. Почему у тебя основной цветовой акцент сделан на красном?

Красный цвет у меня ассоциируется с мощью, энергией и силой. Всё это нашло отражение в моём понимании образа Богини. Она эксцентричная и агрессивная, хоть и не злая. Она создаёт и разрушает.

Как ты освоилась в Москве?

После переезда я просто начала предлагать свои услуги всем, кому только могла. Первым крупным заказом была фэшн-съёмка для студентов-дизайнеров. Признаюсь, немного переживала, но одновременно с этим предвкушала, как буду работать над подобными проектами в будущем. Я была очень рада, что ребята доверились моему видению и остались довольны. 

Постепенно со мной стали связываться блогеры, кто-то сам предлагал коллаборацию, кому-то я писала сама. Блогеру и певице Розалии я рискнула предложить нетипичную для её образа концепцию, которая вписалась крайне удачно. Я не пытаюсь превратить человека в материал для портфолио. Мне важно, чтобы человек чувствовал себя комфортно в том образе и антураже, который я подбираю.

Расскажи о тонкостях работы со звёздами.

Не могу назвать себя «звёздным фотографом», но подобный опыт у меня присутствует. Недавно я делала съёмку для певицы IOWA. Пока что я не могу показать эти снимки, скорее всего, они будут использованы в промо-материалах. Жду не дождусь, когда их можно будет опубликовать! У меня была съёмка с певицей Сюзанной. Я просто написала ей в личные сообщения и получила ответ. Не могу сказать, что съёмки со звёздами как-то отличаются от взаимодействия с рядовыми клиентами. В большинстве случаев различие состоит в навыках звёзд. У известных личностей много опыта за спиной, они уже знают, с каких ракурсов выглядят круче, как им двигаться и что надеть. Например, Сюзанна сама подобрала образ для съёмки, сама двигалась, танцевала и даже пела. Я лишь иногда просила ее «сделать так еще раз». Никакой команды из визажистов, продюсеров и менеджеров на съёмке не присутствовало.

С недавних пор ты проводишь частные мастер-классы и читаешь лекции. Какие у тебя эмоции на этот счёт?

Преподавание стало важной частью моей жизни. Мне нравится вдохновлять людей на творчество! Я даже не столько обучаю, сколько показываю «а как еще можно», стараюсь научить ребят видеть и находить новые способы самостоятельно. 

Считаешь себя успешным человеком?

Слово «успех» вызывает во мне противоречивые эмоции. Мне не нравятся слова, подразумевающие состояние завершенности. Я люблю находиться в процессе и не хочу приходить к какому-либо завершению. Для меня успех - заниматься любимым делом, которое находит отклик в сердцах людей. Обеспечивать своё эмоциональное и материальное состояние творчеством. Мне трудно делать что-то, к чему у меня не лежит душа. Мой главный страх - столкновение с необходимость делать то, в чем я не вижу никакого смысла. Что мне помогло? Пожалуй, я просто «дожала». Я всегда шла вперед и не отказывалась от своего видения.  Мне много раз предлагали уйти в коммерцию, в том числе и родители. Я постоянно слышала высказывания о том, что подобная обработка слишком сложна и непонятна. Все твердили, чтобы я сбавила обороты, фотографировала «не так странно» и подстроилась под массового потребителя. Однако, я этого не сделала. И сейчас ко мне приходят именно за моим видением. Я с гордостью могу сказать: "Я не ремесленник, я - настоящий художник!".

14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
16.12.2023
Плохая память и старческий романтизм
Премьера спектакля "Я ничего не помню" в La’театре режиссера Вадима Дубровицкого
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой