Театр на вольных хлебах

Предыдущая статья Следующая статья

Молодой режиссер Дарья Егорова про свой путь в профессии и объединении «На вольных хлебах»

Театральный режиссер - профессия сложная, интересная, многогранная, с лёгким оттенком чего-то неземного. Воображение простого обывателя тут же нарисует вам образ человека с богатым жизненным опытом, убеленного сединами. А что если режиссер сам ещё студент, а его актеры - обычные школьники? Именно такой театр живёт и успешно развивается в Москве с 2020 года. Дарья Егорова - режиссер и один из основателей проекта «На вольных хлебах» - поделилась неочевидными подробностями режиссерской и актерской профессии.

©Фото из личного архива героини

Как начался твой путь в искусстве?

В детстве я занималась во многих кружках, в том числе и в музыкальной школе, училась по классу хорового пения. Музыкальная школа закончилась, вместе с этим начало "штормить":  стала искать, чем заняться. Так открыла для себя театральную студию “Дети Райка”, где я занималась с 14 лет. Преподаватель студии, Семён Филиппов, узнав, что я хочу поступать на факультет режиссуры, взял меня под свое крыло.

Пробовала себя в кино, в Московской школе нового кино. Я поняла, что это вообще не мое. Делилась переживаниями с Семеном и говорила, что это какой-то ужас, что хочу заниматься театром. Он поддержал меня, предложил начать работу над спектаклем и сделать театральную постановку. Я пригласила Никиту Ермолаева, потом Маша Жажкова присоединилась. Сложился FOBUS- первый спектакль “На вольных хлебах”, который мы репетировали на базе студии “Дети Райка”.

Чья была идея создать “На вольных хлебах”?

Это была не идея, а необходимость. У нас уже был готовый спектакль FOBUS, который мы хотели показать на фестивале “Ginger Fest” в Туле. Не получилось подать заявку от имени студии «Дети Райка», поэтому решили создать свое независимое театральное объединение. Изначально это был просто театр. Сейчас мы позиционируем себя как театр-мастерская. В Тулу мы уже поехали как самостоятельная единица.

Почему именно такое название?

Это очень смешно: у нас до сих пор нет ничего своего, нет пространства. Только инициатива. Мы все время шутим, что команда на вольных хлебах, нахлебники. Постоянно что-то и где-то ищем, так и появилось название.

В одном из постов в социальных сетях “На вольных хлебах” написано, что вы изменили формат репетиций и добавили в него образовательную часть по теории театра. Почему было принято такое решение?

Ребята приходят разные и не всегда хватает теории. Мы провели лекцию по Брехту. Планируем еще по Ежи Гротовскому и Станиславскому. Думаю, продолжим организовывать открытые лекции на природе летом.

Наш театр - это место, куда можно прийти и попробовать себя в разных ролях: режиссер, художник, актер. “На вольных хлебах”- это про возможности, про поддержку в любых начинаниях. Поэтому мы и сменили формат, так как происходит взаимообмен опытом и знаниями внутри команды

Мы уже начали говорить о твоей первой работе FOBUS в качестве режиссера. Что тебя мотивировало создать эту постановку и почему в ней выносится тема страха?

Это был мой режиссерский дебют. Я решила попробовать материал, основанный на Беккете. Тема страха, тема одиночества и созависимости людей - я не могу сказать, что это действительно про меня, но оказалось, что страх - одна из вечных тем, брать ее было не рискованно. Когда мы начали обсуждать постановку с Машей Жажковой и Никитой Ермолаевым, то, оказалось, что им очень близка эта тема. Постановка получилась с вербатимами, камерная - всего на двух актеров и одного режиссера.

Мы были единственные на фестивале, кто использовали проекцию. Также проводилась большая работа со звуком: мы писали его сами, он имел большое значение, так как голос в записи  был отдельным персонажем.

© Фото из личного архива героини
© Фото из личного архива героини
© Фото из личного архива героини

“На вольных хлебах” организует не только постановки, но и читки (В. Печейкин “Боженька”, М. Макдонах “Палачи”). В чем преимущества этого формата?

Преимущества состоят в том, что ты даешь текст отстраненно, без действий. Зритель воспринимает читку, как он сам хочет. Минус же в том, что невозможно применить как таковые режиссерские решения, потому что у читки другая задача - ознакомление. И актеры стеснены текстом тоже, они раскрываются только через эмоциональный аппарат в читках.

Сейчас вы работаете над новой постановкой по  “Бедным людям” Достоевского, в которой ты предстаешь уже не режиссером, а актером. В чем сложность такого переключения ролей?

Это мои самые сложные репетиции за долгое время. Я не занималась актерским мастерством года два с половиной. Первое время было невыносимо тяжело: сердце раскрывалось миру. Это сложное чувство, но крутое: даже тяжелые репетиции, на которых не получились некоторые сцены, шли нам как опыт.

Во мне жил страх, потому что мой партнер по “Бедным людям” Даниил Поликарпов был задействован еще и в другом спектакле, где я режиссер. Боишься потерять доверие, если будешь плох на репетициях.

Какие работы планируете запустить?

Мы хотим сделать “Палачей” Макдонаха, именно спектакль. Я активно над ним работаю, начали репетиции. У меня уже есть понимание, в каком формате это должно быть, чувствую атмосферу спектакля.

Как думаешь, театр должен быть зеркалом современности?

Всегда должна быть актуальность для зрителя. Есть вечные темы, которые будут откликаться всегда. Есть темы, которые проходят быстро, например, коронавирус. Пройдет и забудется. Это хорошо, что театр может меняться, но сменяемость тем - это уже не так хорошо. Такие постановки живут недолго: не стоит убивать спектакль современной повесткой.

07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
11.07.2022
Искусство через разрушение
Художник, фотограф и коллажист Соня Август о творческом пути, признании и работе со звёздами
11.05.2022
Между небом и снегом
11 иностранных студентов из МГУ отправились в Арктику, чтобы увидеть северное сияние
12.07.2022
“А север летом — строгость бок о бок с нежностью”
В Дарвиновском музее проходит фотовыставка Наталии Судец “Краски Севера”