«Основная задача — научиться доверять себе»

Предыдущая статья Следующая статья

Как детское увлечение рисованием переросло в нечто большее

Автор: Рубина Де Апро

«В моем сознании сидели навязанные общественные догмы, ты можешь работать только по той специальности, какой тебя научили в профессиональной школе», признался живописец Алексей Шалаев в интервью "Журналисту Online". По словам Шалаева, его выбор профессии шел вразрез с мнением семьи, а авторитет семьи в вопросах выбора образования был непререкаем.

«Поскольку другая добрая половина родни трудилась в производственной сфере авиации и космоса, моя профессия была определена за меня еще до момента окончания школы», объяснил живописец. Алексей Шалаев получил техническое образование, поэтому он долгое время не мог называть себя художником. Все же через не самый короткий срок он сумел превратить увлечение в дело жизни, а любовь к Москве, а также к Праге предопределила жанр, в котором уже долгое время предпочитает работать автор картин — городской пейзаж.

В интервью корреспонденту "Журналиста Online" Алексей Шалаев рассказал подробнее о своем творчестве и о том, как превратил увлечение детства в профессию.

©Рубина Де Апро / Журналист Online

Вы ощутили творческое призвание только после выставки в Центральном доме художника в Москве. Какие эмоции вызывают выставки у Вас сейчас?

Ощущения безусловно менялись. Впечатления эмоционально уже совсем другие. Но волнительный момент есть всегда. Я большую часть выставок либо с со-организатором являюсь, либо сам организую, поэтому есть волнение уже в первую очередь не за себя, а за коллег и за организацию самого мероприятия, чтобы прошло на хорошем уровне. А вот то, что изменилось по ощущениям… для меня выставки это творческий стимул. Стараюсь организовывать выставки для того, чтобы преодолеть кризисную ситуацию, уйти от рутины.

Думали ли Вы когда-нибудь о переезде в другой город или страну?

Я делал попытку уехать из России надолго, в общей сложности провел за границей (в Праге) не один год и меня всегда тянуло обратно. Больше экспериментировать не хочу, здесь моя семья, родные, мне здесь хорошо. Все же я очень привязан к Праге, там сформировался мой жанровый выбор в пользу городского пейзажа.

Какую Москву вам нравится изображать больше всего: современную или старинную?

Вы своим вопросом меня заставили задуматься, я не анализировал это, выбор почти всегда спонтанный, на эмоциональном уровне. Судя по количеству работ в соотношении 40/60 в пользу современной Москвы, но это шутка. Больше пишу современную Москву, причин несколько. Во-первых, я пишу город, в котором живу, он мне ближе по духу и лучше знаком. Во-вторых, картин старой Москвы уже было написано очень много моими предшественниками, хочется запечатлеть современный город таким, каким мы его видим сегодня. У меня даже есть заветная мечта издать большой подарочный альбом иллюстраций с живописными видами Москвы многих современных авторов, такой не издавался с прошлого века.

Какой была Ваша первая картина? Помните ли, что Вас вдохновило?

Результат первой попытки писать маслом трудно назвать картиной. Это была миниатюра на картоне размером 10 на 15 сантиметров, и меня почти насильно заставила это сделать моя свояченица. Она к тому времени уже была профессиональным художником. Положив результат своих мучений рядом с работами моей родственницы, я был, конечно, подавлен и крайне разочарован. Спасибо большое моему дорогому гуру в масляной живописи за слова утешения и поддержки, иначе я был бы лишен радости писать картины. Она сказала очень простые, но сильно подействовавшие слова - «моя первая миниатюра была намного хуже, у тебя просто талант». А когда к моему великому удивлению эту миниатюру еще и купили, у меня зародилась надежда, что для меня в живописи не все потеряно.

Если в начале вашего пути Вы не могли воспринимать критику, то сейчас можно сказать, что Вы готовы получать ее и даже хотите?

Нет, наоборот, я не прислушиваюсь к критике. Я могу выслушать, если это дружеский совет, рекомендация, но маловероятно, что я потом буду использовать это в работе. Я для себя понял, что сформировал свой взгляд, он интересен какой-то аудитории, поэтому не вижу необходимости что-то менять. Мое творчество сопряжено со внутренними переживаниями.

Для Вас живопись – работа, или за холстом вы проводите свободное время тоже?

Нужно иногда что-то менять, в любом случае работа с живописью это отдача эмоциональной энергии, ее же нужно где-то восполнять. Я даже в поездки большей частью не беру инструмент - ни краски, ни кисти. Фотоаппарат безусловно со мной, но я стараюсь не работать на отдыхе, даю себе возможность впитать впечатления от работ других авторов — люблю ходить по музеям, живопись смотреть. Культура, архитектура — это то, что дает заряд на год как минимум.

Вы говорили, что временами жалеете, что не получили художественное образование в свое время. Не думали поступить в художественный вуз сейчас?

Не думал и не планирую, но самостоятельный процесс обучения у меня не прекращается. Я часто обращаюсь к работам старых мастеров, очень часто слежу за работами современных художников, младше меня: Николай Базунов поразил меня своей экспрессивностью. Он имеет смелость писать такие вещи, которые заведомо не сильно востребованы на рынке, это вызывает у меня уважение к нему, он мне нравится своим подходом к творчеству. Из моих современников — Бато. Он импрессионист. После встречи складывается ощущение, что знаком с ним не первый год. Легкий, открытый и доброжелательный человек. При этом потрясающий живописец.

Какой совет Вы можете дать начинающим художникам, возможно, сомневающимся в своих силах?

Основная задача — научиться доверять себе, ценить свои возможности. Большинство творческих личностей всегда сомневаются в том, что они делают, в такой кризисный момент необходимо, чтобы окружение человека дало ему понять, что он действительно художник, дать ему поверить в свои силы, если это юный художник. Либо найти творческого вдохновителя. Очень важно дать возможность поверить в свои силы.

20.08.2023
Почему медузы живут вечно?
Профессор биофака МГУ Елена Темерева рассказала о том, кто такие медузы и на что они способны
17.09.2019
Как хобби может стать профессией?
Звукорежиссер Сергей Рябов - о любимой профессии
11.04.2023
Нейросеть – конкурент или помощник?
Преподаватели журфака МГУ обсудили проблемы ИИ в медиаиндустрии на XIV Всероссийском форуме деловых СМИ
16.11.2021
"Другие берега" вернулись из Америки в Россию
В Музее русского импрессионизма проходит выставка-исследование "Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»