Сделай паузу

Предыдущая статья Следующая статья

Год на раздумья, или к чему приводит «gap year»
Автор:

Год на раздумья, или к чему приводит «gap year».

©фото из архива Иры Любиной

После окончания школы у многих подростков возникает вопрос, что делать дальше: кто-то поступает в вузы, а кто-то выбирает другой, еще не очень привычный для нашего общества путь - берет «свободный год», чтобы определиться с выбором профессии.

Практика «свободного года» начала распространяться в США и странах Европы еще в 1970 – 80-е годы. Тогда это больше было связано с волонтерским движением: вчерашние школьники становились временными преподавателями в африканских деревенских школах, ухаживали за животными в зоопарках, очищали водоемы от загрязнений. Позже острая потребность в волонтерах ушла, а практика «года отдыха» осталась: молодым людям хотелось посмотреть мир, отдохнуть от постоянной учебы, поработать, чтобы лучше понять, какой именно профессии они хотят посвятить свою жизнь.

«Gap year» – название условное: перерыв необязательно должен длиться именно год. Одному будет достаточно и пары месяцев, другому не хватит и полутора лет на то, чтобы понять свое предназначение.

Например, Ксении Федотовой, блогеру из Москвы, понадобилось два года, чтобы выбрать верный путь:

©фото из личного архива Ксении Федотовой

«Эти два года «свободного плавания» дали мне возможность пробовать себя в разных сферах деятельности, вдохновляться и разочаровываться, терпеть неудачи и не сдаваться  – в общем, стать самостоятельной.

Родители меня поддержали: мне всегда предоставляли свободу выбора при условии, что всю ответственность я беру на себя. Но моим бабушке и дедушке до сих пор сложно понять, как можно «сидеть дома» год (моё любимое выражение), да и учителям в школе не скажешь, что отличница предпочла карьеру блогера поступлению в вуз. Моей аудитории в интернете тоже пришлось объяснить свой выбор, чтобы избежать необоснованных обвинений (записала ролик минут на 40). Если сама чувствуешь, что ты на верном пути, не переживай, что тебя понимают не все.

Планы, конечно, были романтическими: пойду на йогу, буду много заниматься спортом, создавать классный контент для блогов, сделаю ремонт… В итоге осуществилось далеко не всё. Но мне, определенно, был нужен этот опыт.

Я просто не могу представить другого варианта развития событий. Из-за того, что я должна была доказать всем, что не теряю времени даром, я стремилась сделать свою жизнь максимально насыщенной.  На первый курс выбранного мной вуза я пришла спустя два года совсем другим человеком – с четкими целями, уверенностью в себе (чего мне всегда недоставало), желанием хорошо учиться. Кстати, на нашем потоке есть ребята, которые прошли тот же путь».

Но не для всех «gap year» оказывается правильным выбором.  Чтобы провести это время с пользой для себя, им нужно грамотно распорядиться. Серафима Николаева из Москвы также решила взять «gap year», но для нее этот опыт имел и негативные последствия

©фото из личного архива Серафимы Николаевой

«В этом решении есть как плюсы, так и минусы. Плюсы: появляется возможность взвесить все и понять, чем ты хочешь заниматься. Минусы – в следующем: если у вас нет внутреннего стержня, который помогает не расслабляться, не лениться, помогает осознать, что время появилось не для отдыха, а для продуктивной работы, то этот год будет бездарно потерян. У меня, наверное, нет такого внутреннего стержня, поэтому иногда я жалею, что выбрала «gap year»: постоянно возникает мысль, будто я упустила много возможностей».

Универсального ответа на вопрос, что делать во время «свободного года», − нет. Каждый по-разному использует появившееся свободное время. Кто-то усиленно готовится к поступлению, кто-то отдыхает, а кто-то отдает все силы работе, как 20-летняя Ира Любина:

©фото из личного архива Иры Любиной

«Для родителей мое решение «отдохнуть» было шоком. Они долго не могли смириться с мыслью, что я не буду учиться в университете. Но когда увидели, как много я работаю, поддержали меня. Я работала и фотографом, и в SMM, и контент-менеджером – все это бесценный опыт, который сделал меня взрослее, самостоятельнее. Сейчас я могу учиться и дистанционно работать, и это важно для меня, потому что я обеспечиваю себя сама. Этот год оказался очень полезным.

Мне кажется, несмотря на то что идея «gap year» еще не особо популярна в России, это отличная практика. Конечно, ее минус в том, что у многих в голове появляется мысль, что учеба вообще не нужна. Но это неверно: университет дает другие знания, которые не получишь в одиночку».

02.10.2019
«Основная задача — научиться доверять себе»
Как детское увлечение рисованием переросло в нечто большее
20.08.2023
Почему медузы живут вечно?
Профессор биофака МГУ Елена Темерева рассказала о том, кто такие медузы и на что они способны
17.09.2019
Как хобби может стать профессией?
Звукорежиссер Сергей Рябов - о любимой профессии
11.04.2023
Нейросеть – конкурент или помощник?
Преподаватели журфака МГУ обсудили проблемы ИИ в медиаиндустрии на XIV Всероссийском форуме деловых СМИ