Разговор с воздухоплавателем

Предыдущая статья Следующая статья

Как будущие юристы покоряют небеса

Юная Ирина Гришина учится на юриста и одновременно является курсантом летной школы. На счету спортсменки уже несколько медалей чемпионата Москвы. Корреспондент «Журналиста Online» Сергей Григорьев встретился с Ириной, чтобы узнать, как ей удается совмещать серьезную учебу и полеты за штурвалом самолета.

©Фото из личного архива героини

Первые шаги

Как ты начала заниматься самолетным спортом?

Мой первый полет был на истребителе Л-29. Мне понравились не столько взлет и посадка, сколько выполнение различных фигур: я помню, у нас была «петля», «бочка», «боевой разворот». И это всё  настолько меня впечатлило (хотя я тогда еще толком не понимала все эти фигуры), что у меня поднялось настроение после полёта. Мне это очень понравилось! Я поняла, что мне хотелось бы научиться делать так же на каком-нибудь самолёте. После этого я пошла в летную школу. Летала  на «Сьерке» (Sierra 2002) и на Цессне (Cessna 172) – марки самолетов, которые летают только в горизонтальном полете. Они рассчитаны в основном на путешествия. Около года я летала на обычных самолётах, а потом меня познакомили с ребятами из сборной Российской федерации по высшему пилотажу. Примерно полгода я занималась у них. Именно с этого и начался мой путь в самолетный спорт.

Какие сложности были в начале пути, как ты их преодолела?

Даже сейчас у меня не всегда получаются посадки: то я немножко недобрала, то жестко посадила.  А уж вначале с этим были большие проблемы. Тем не менее мы потихоньку движемся к тому, чтобы хорошо и сажать, и летать. Я долго не могла получить свидетельство пилота, потому что мне не было восемнадцати. Сейчас я в процессе получения лицензии частного пилота (PPL), так что я упорно шла к цели. Думаю, что  основные сложности все ещё впереди.

Опиши типичные для тебя тренировки.

Что интересно в самолетном спорте:  у нас никогда не бывает «типичных тренировок», потому что каждый полет мы разыгрываем разные комплексы, разные фигуры…  Единственные типичные вещи, которые мы делаем, – это взлёт, посадка, полёт по кругу. Все остальное – разные комплексы фигур: это может быть простая «петля», «петля» с бочкой наверху и любая другая фигура. Каждая тренировка  отличается своим набором, поэтому не существует типичных  тренировок. Каждая по-своему необычна.

Как много времени проходит от первого занятия до первого самостоятельного полета?

Я пока еще не вылетела самостоятельно, так как мне нужна лицензия. Но, как правило, проходит примерно 30 – 40 часов довольно интенсивных тренировок, прежде чем человек вылетит самостоятельно. Естественно, кроме тренировочных полетов много теоретических занятий.  Нужны базовые знания: что такое полет с точки зрения аэродинамики, какое влияние имеют погодные условия, как вести радиообмен, необходимы общие сведения о воздушных судах.  Я перечислила только самые важные дисциплины, а есть еще множество других. Поэтому этапы подготовки занимают длительный период. Человек должен понять, как самолет летает, как управлять им в четырех плоскостях и так далее.  В основном это укладывается в тридцать часов от первого занятия до самостоятельного полета.

©Фото из личного архива героини

Значимые факторы

Какие требования предъявляются к тем, кого тянет в небо?

Прежде всего – это идеальное здоровье.  Обследование порой занимает от трех дней до недели. Только если летчик проходит комиссию, он годен к полету. Кроме этого, хороший вестибулярный аппарат. К сожалению, хотя и говорят, что его можно развивать, всё-таки если человека тошнит от маленькой перегрузки в самолете, от высоты или из-за  чего-то еще, то, естественно, путь в самолетный спорт закрыт. Наконец, деньги. Сейчас в сборной в основном у всех свои самолеты, техника и свои тренеры, которым ты платишь. Так что без денег путь в авиацию тоже закрыт.

Насколько нужно быть обеспеченным человеком, чтобы  стать летчиком?

Сейчас авиация общего назначения и самолетный спорт в таком состоянии, что прийти, взять самолет и сказать «я буду летать», невозможно.  Во времена СССР было очень много самолетов, аэроклубов, человек мог записаться в самолетной секции на полет и полететь. Но, к сожалению, сейчас у нас острый недостаток самолетов, некоторые аэродромы находятся в неподходящем для принятия воздушных судов состоянии. Из-за этого только очень обеспеченные люди могут позволить себе стать пилотами, потому что обучение само по себе стоит больших денег и занимает длительное время, но есть альтернативные варианты. Например, чтобы стать гражданским летчиком, можно сдать экзамены в конце одиннадцатого класса и поступить в специализированные высшие учебные заведения.  Благо, таких много. Закончив каждое из них, вы становитесь коммерческим пилотом, способным устроиться в любую авиакомпанию.  Еще один вариант – училища. Это не высшее образование, а среднее техническое, после которого вы можете пойти в высшее или получить лицензию частного пилота, право водить самолет или вертолет. Правда, во всех случаях без денег тяжело.

Что из экипировки придется приобрести для тренировочных полетов?

Во-первых, обязательно комбинезон, причем желательно водо- и огненепроницаемый. Аварийное выпрыгивание из кабины никто не отменял. Важна и удобная обувь, чтобы чувствовать самолет, чтобы ноги чувствовали педали. Конечно, еще наушники либо шлем. Предпочтительнее второй вариант, но во время перегрузок масса тела и без того увеличивается, со шлемом будет тяжелее. Именно поэтому некоторые спортсмены предпочитают летать в наушниках. 

Экстрим и соло в воздушном эфире

Как на твое хобби отреагировали родители?

Родители поддерживали. И мама, и папа. Сначала они, конечно, немножко удивились, подумали, что это я «просто так, для себя», а уже после поиска тренера, приобретения самолета, поиска аэродромов, они поняли: кажется, дочь настроена серьезно.

А как ты борешься со страхом в небе?

Как говорили мои тренеры: «Не боятся только глупые или чокнутые», поэтому, естественно, у меня тоже есть свои страхи. Что интересно, в полете они никогда не возникают. Здесь играет роль психология. Некоторых страх парализует. Некоторых он заставляет что-то делать, предпринимать. Некоторых он заставляет вести себя истерически, то есть выполнять совершенно ненужные действия. Меня страх не парализует, это я точно знаю.  В полете нет места  страху, благо, у меня не происходило ничего экстраординарного. На пилотажном самолете в основном уже все было хорошо. Со страхом не надо бороться, если он не возникает, в противном случае – подавлять и действовать. 

А как выходить из критических ситуаций в небе? Возможно, что-то уже проходило не так…

Перед каждым полетом необходимо прокручивать в голове все запланированные маневры, действия, чтобы не возникало таких ситуаций. Если вдруг  всё-таки что-то произошло, в силу вступает автоматика. Если заранее выработаны движения на случай аварийных ситуаций, можно работать на автомате благодаря накопленным знаниям. Не позволять страху выходить наружу. Чтобы не было такого:  ты, парализованный, вместе с самолетом летишь вниз, не зная, что делать. Такого не должно быть. К счастью, у меня было мало критических ситуаций. Один раз нам залили в баки неудачный бензин. Туда попала вода, и в процессе полета двигатель «зачихал». Во-первых, хорошо, что я была не одна, с инструктором. Во-вторых, мы находились недалеко от аэродрома назначения, и рядом был запасной аэродром, поэтому инструктор сразу же взял управление на себя, я проложила маршрут до запасного аэродрома и до аэродрома назначения на случай, если мы всё же долетим до него. В результате все прошло хорошо. Это был мой первый опыт, когда что-то пошло не так. Второй опыт  – зимний. На полосе произошло примерзание тормозов, самолет не хотел взлетать, скорость росла, а высоту набрать не получалось, и он тормозил, близился отрез полосы. Я начала очень нервничать. К тому же со мной был новый инструктор, с которым возникло некоторое недопонимание, – пришлось резко разворачивать самолет в обратную сторону. Все обошлось благополучно.

Какие полеты более всего запомнились?  

На деле запоминается почти каждый полёт. Как я уже говорила, на тренировках мы отрабатываем новые фигуры, поэтому я должна запоминать все: ведь на соревнованиях дают «тёмный комплекс» (тот, который мы не имеем права предварительно отлетать, подготовившись). Но могу сказать, что самые запоминающиеся – полеты по маршрутам, то есть на другие аэродромы. Помимо этого, я летала из России в Румынию, в другие страны – это тоже был довольно интересный опыт. Если говорить о необычных случаях, наверное, я вспомню один полёт. Я долго готовила маршрут. Интересно, что на всех зонах, над которыми мы пролетали  (а летчики обычно ведут радиообмен), диспетчеры молчали, потому что, как оказалось, это был выходной день. Очень необычный полет: я разговаривала в эфире фактически сама с собой.

©Фото из личного архива героини

... и немного теории

Откуда пилот знает, куда ему лететь?

Существует много навигационных средств, например GPS. Их столько, что я, к сожалению, не знаю их все. Но когда пилот садится за штурвал, конечно же, он знает, куда ему лететь, какой у него проложен маршрут. И в самолетном спорте летчик знает, какой комплекс, какие фигуры будет выполнять. Какая первая, какая следующая, какая третья, что ему нужно после этого сделать. Естественно, это всё проиграно и в воздухе все должно быть идеально.

Чем самолетный спорт отличается от обыкновенного пилотирования?

Тем, что самолетный спорт предполагает совершенно другие самолеты с совершенно другой мощностью (300 «лошадок», а то и более). Эти самолеты маневрируют гораздо лучше других. На каком-то круизном (cruiser) самолете можно сделать «бочку», «петлю» или еще что-то, но это вне эксплуатации этого самолета, он не предназначен для этого. На пилотажном же самолете ты можешь делать любую фигуру из какой угодно категории. На нашем (пилотажном самолете) можно улететь на большие расстояния, но он все же для этого не предназначен. Максимум – перегон. Летать на нем по маршруту невыгодно, дорого и очень неудобно, в отличие от обычного самолета.

Самодисциплина и почему бы не сказать воздуху нет!

Как  тебе удается совмещать учебу в университете с  занятиями на аэродроме?

Совмещать сложно, но я стараюсь. Для меня важны обе области, и я уделяю им равное внимание.

Что помогает поддерживать необходимую для таких серьезных нагрузок физическую форму и внутреннюю концентрацию?

Самое важное: зарядка, спортзал, правильное питание, сон. Что касается внутренней концентрации, здесь вновь вступает в силу психология: настраивание себя, самомотивация, постановка целей, задач.

Мне известно, что ты принимаешь участие в различных соревнованиях по высшему пилотажу. Как на твой полет влияет давление во время стартов, наблюдаешь ли ты за соперниками?

Так как у меня ещё сравнительно небольшой опыт участие в соревнованиях, естественно, я переживаю, волнуюсь, стараюсь собраться, по максимуму выложиться, отлетать свой комплекс чисто, чтобы не было никаких ошибок, поправок, лишних фигур, лишних движений. Что касается наблюдений за соперниками, на некоторых соревнованиях я могу понаблюдать, но на других стараюсь не смотреть на чужое выполнение полета, поскольку все мы не идеальны, человек может допустить неточность, а когда другой смотрит на это, он невольно запоминает. Из-за этого можно повторить ошибку во время своего полета, поэтому я предпочитаю не наблюдать за соперниками, а отрабатывать свой комплекс на земле, разговаривать с тренером, разбирать, какие могут возникнуть сложности, исправить недочеты, допущенные на тренировках, чтобы хорошо отлетать комплекс.

Выбранный тобой путь влечет нешуточные риски и требует колоссальных затрат времени, моральных и физических сил. Бывало ли такое, что хотелось бросить?

Нет, никогда такого не было, и я думаю, что не будет, потому что очень люблю то, чем занимаюсь.

©Фото из личного архива героини

Об общении с гуру, четвероногих и не только друзьях

Как ты охарактеризуешь свои отношения с тренером? Вряд ли можно обойтись без какой-то особой духовной связи, проведя с человеком столько времени, доверив ему свою жизнь?

У нас с ней отличные, теплые отношения.  Мы хорошо понимаем друг друга. Она знает мои сильные и слабые места.  Она понимает, как мотивировать меня, выступает не только в качестве тренера, но и наставника, многое мне советует в том, что касается как тренировок, соревнований, так и полетов в целом, подготовки к ним. Я очень рада, что так сложилось.

Друзей можешь «катать»? Случалось ли такое? Представляю, как много поступало просьб…

Да, наверное, могу, но это зависит от самолета. Вряд ли на пилотажном судне я смогу прокатить постороннего человека. Я должна знать его, должно быть доверие, чтобы в случае слабости его вестибулярного аппарата ему не стало плохо. И в стрессовой ситуации не прижмет ручку от себя, и мы не полетим вниз. При условии доверия, да, могу.

Знаю, что ты имела опыт полетов с животным. Расскажи, как это было?

Я летала со своей собакой Мэлоди. Это был незапланированный полет, поэтому получилось очень необычно и здорово, но с другими животными лучше этого не делать. Не повторяйте опыты Белки и Стрелки.

Какие советы дашь начинающим и желающим?

Начинать надо с авиации общего назначения на круизных самолетах.  С обучения на частного пилота, чтобы попасть в самолетный спорт. Рекомендую также и регулярный спорт, хорошее питание, естественно, никаких вредных привычек, никакого алкоголя, никаких сигарет. Самое важное: если ты действительно хочешь летать, ты должен сделать всё возможное, чтобы прийти в этот спорт.

17.04.2024
Медиапрактики на журфаке
На журфаке МГУ прошла встреча с представителями СМИ
15.12.2023
"Стержень, который все держит"
Старший научный сотрудник психфака МГУ Анастасия Сиднева о современных исследованиях и серьезных академиках
04.04.2024
Знатоки журфака
29 марта в телестудии журфака МГУ прошла игра «Что? Где? Когда?»
17.04.2024
День карьеры в МГУ
Открытие традиционного Дня карьеры МГУ состоялось 10 апреля в главном здании Московского университета