“Смысл жизни – путь к депрессии”

Предыдущая статья Следующая статья

Алексей Красиков рассказывает об эмоциональном интеллекте, стрессоустойчивости и поиске себя

Психолог, личный консультант и один из ведущих специалистов по работе с неврозами Алексей Красиков поделился, как развить эмоциональный интеллект, почему он так важен, а также тем, какая связь между эмоциями и ситуациями, их вызывающими.

©Фото из личного архива героя

– Алексей, что такое эмоциональный интеллект и почему просто необходимо его развивать?

– Понятие "эмоциональный интеллект» – это синергия самых разных навыков и умений, которые позволяют человеку так или иначе реагировать на раздражающие факторы. Этими факторами может выступать что угодно: экзамены, ссора с родителями, расставание с любимым человеком. Если человек обладает развитым эмоциональным интеллектом, то он способен осознавать свои эмоции, не позволяя выйти им из-под контроля. Здесь, кстати, стоит заметить, что осознание эмоции – это не просто признание факта их наличия. Мол, да, ревную и злюсь. 

Важную роль в развитии эмоционального интеллекта играет именно анализ создания своей эмоции, то есть поиск причины, по которой она возникает. Например, если вы находитесь рядом со змеей и боитесь ее, эмоция страха появляется рефлекторно, так как срабатывает ваш инстинкт самосохранения. А если вы  сидите дома или собираетесь на собеседование и при этом испытываете эмоцию страха, то здесь причина не в рефлексах, ведь реальная угроза в данном случае отсутствует, правда ведь?

– Какими навыками нужно овладеть, чтобы научиться анализировать собственные эмоции и не создавать себе стресс? 

– Чтобы научиться не стрессировать себя, нужно научиться видеть, как вы себя стрессируете, то есть ответить себе на вопрос: каким образом я реагирую на те или иные события? Ведь одни и те же ситуации вызывают у различных людей абсолютно разные реакции. Например, студенты сдают экзамен. Двоечник приходит на сессию, совершенно не переживает, веселится, шутит. А кто-то сидит в коридоре и трясется, плачет и очень боится. О чем это говорит? Отдельно взятый человек по-разному будет интерпретировать одну и ту же ситуацию, и зависит это в первую очередь от его личных установок. И вот здесь важно научить человека влиять на свою интерпретацию. Как можно объяснить ситуацию с меньшими эмоциональными потерями для себя? Разве проваленный экзамен означает, что ты никчемный и бесталанный? Нет, вовсе не так. Скорее всего, ты просто не подготовился должным образом, а может, тебе немного не повезло. Это всего лишь опыт, который упадет тебе в копилку, и, учтя его, ты в следующий раз сдашь экзамен более успешно; то есть, если коротко, первое, чему нужно научиться, – это видеть, как мы создаем интерпретацию, а затем научиться влиять на нее.

Для новоиспеченного студента вся окружающая его «взрослая» реальность может обернуться одним огромным стрессом. Ведь в школьные годы он был под защитой родителей, а сейчас ему придется самостоятельно справляться с трудностями. На что нужно обратить внимание именно студенту, чтобы он мог научиться не стрессировать себя?

– Я бы предложил развивать в себе чувство ответственности, потому что многие студенты первого курса инфантильны, особенно это касается тех, чьи родители вмешивались в личную жизнь детей, считали и продолжают считать, что их нужно постоянно оберегать. У студента должно сформироваться четкое понимание, что все мы в первую очередь «животные», как бы нам это ни было обидно. А животные не выживают в парниковых условиях. Представьте, что львица будет все время таскать своего детёныша за собой. Что с ним станет? Вряд ли он проживет больше года, выйдя во взрослую жизнь.
И еще очень важно учиться принимать решения самостоятельно, рассчитывать только на себя, а не опираться все время на советы родителей и друзей.

– Как раз-таки поступление в университет стало одним из первых серьезный решений в жизни студента. Еще на этапе приемной комиссии я слышала от многих абитуриентов, что профессия – это на всю жизнь и здесь очень страшно ошибиться. Не станет ли такая установка триггером для появления невроза и депрессии? 

– Да, вы правы. Такая установка – полная глупость, уж точно вам могу сказать. В моей практике было множество тому подтверждений. Можно успешно подготовиться к экзаменам, поступить и отучиться несколько лет, а то и все четыре года, работать по специальности, а в один прекрасный день осознать, что ты хочешь быть не юристом, а флористом. Я бы здесь рекомендовал не быть такими абсолютистами, а давать себе следующую установку: «Я не знаю будущего. Сейчас мне интересна журналистика, но если через некоторые время я пойму, что это не мое, то я поменяю направление и пойду искать себя». Самое главное – не загонять себя в железобетонные рамки, выдумывая  предназначение длиною в жизнь, и учиться быть более гибким по отношению к обстоятельствам и собственному выбору.

– Почему не стоит задумываться над предназначением? Чуть ли не каждый второй хочет найти его, обрести «смысл жизни». В чем здесь загвоздка? 

– По моим исследованиям, проблема смысла жизни возникает тогда, когда у человека нет внутреннего баланса, нет удовлетворенности жизнью, то есть когда его существование не наполнено интересными событиями, радостью и движением вперед. Особенно поиск смысла жизни свойственен людям, находящимся в кризисном периоде. Человек, стараясь заполнить пустоту, тратит все силы, допустим, на воспитание ребенка, то есть он начинает возлагать на него большие надежды и буквально растворяется в нем. Здесь и кроется опасность:  ведь человек возводит свое желание в абсолют, не отдавая себе отчет в том, что все может закончиться и измениться в один момент. И если это произойдет, такой обвал, потеря «смысла жизни» приведет к возникновению депрессии и неврозов. 

По сути, «смысл жизни»  – это договор: так и никак иначе. И, подписав его, человек, несомненно, столкнется с чувством  тревоги. Чтобы этой тревоги избежать, нужно научиться ставить перед собой конкретные цели и задачи, рассматривая при этом различные исходы событий. Например, мы ставим задачу до конца года закончить проект, но этот важный для нас проект не становится смыслом нашего существования. Он наполняет нашу жизнь яркостью и осознанием важности того, что мы делаем. Мы не знаем будущего, и завтра может произойти событие, которое приведет к краху проекта. И это не будет фатальным для нас, потому что мы изначально не ставили на кон всю свою жизнь. Реализовать проект было всего лишь одной из многих задач.

И как же обрести себя в случае, если понятие «смысл жизни» отсутствует? 

– Пробовать, не останавливаться на чем-то. Это первое, что я могу сказать за долгие годы работы с самыми разными клиентами – от домохозяек до миллиардеров. И поэтому пробуйте и не привязывайтесь к чему-либо, то есть, если вы понимаете, что что-то уходит и что-то не так, пробуйте новое, не изводите себя. Именно такая «привязка» и создает огромные проблемы,  в том числе и психологические. 

Пытаться тянуть за собой то, что уже безвозвратно ушло, – занятие бесполезное. Необходимо учиться «отпускать» прошлое. Если хотите идти – идите, если хотите творить, – создавайте, пробуйте новые профессии и занятия, окружайте себя новыми людьми, не бойтесь «отпускать» людей из своей жизни, не привязывайтесь к кому-то и к чему-то раз и навсегда, будьте готовы это потерять. Именно в череде проб и ошибок вы найдете как раз-таки себя.

16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой
21.03.2022
Педагогическое образование в классическом университете
Проблемы, тенденции и успехи современного педагогического образования обсудили на Всероссийском форуме в Москве
21.01.2023
Кино глазами зрителей
Режиссер Сергей Тютин рассказал о культовом фильме Билли Уайлдера «Бульвар Сансет»
11.10.2022
Роботы захватят мир?
На фестивале науки рассказали о новых трендах в области ИИ