Суперзлодеи стали популярнее супергероев

Предыдущая статья Следующая статья

Хитрого Локи из вселенной Marvel обожают миллионы фанатов

Кумиры XXI века – фантастические злодеи. Пусть персонажи вымышлены, но поклонники антигероев абсолютно реальны.

©Дарья Колошина
Локи

Локи предводительствует армией и на экране, и в жизни. Лишенный наследства, он пытается захватить мир и поработить человечество. Он считает: люди созданы, чтобы служить. На экране суперзлодей терпит неудачи, однако в зрительном зале одерживает победу.

Почитатели Локи покупают сувениры с его изображением, ходят на тематические выставки, создают фан-арты. Человечество порабощено: люди служат Повелителю. С чем связана такая любовь к антигерою? О том, чем так привлекают людей злодеи из фильмов, комиксов и может ли это быть связано с нехваткой острых ощущений, мы спросили Елену Бухалову, психотерапевта, выпускницу Института психологии имени Л.С. Выготского по специальности «Клиническая психология».

Некоторых людей интересует история отрицательного персонажа, мотивы его поступков. Например, Мистер Фриз из вселенной комиксов DC пытался разработать вещество, чтобы на время заморозить свою тяжело больную любимую жену до тех пор, пока не найдет для нее лекарство. Он похищал людей, чтобы испытывать на них свои разработки.

За каждым злодеем стоит какая-то история. Все они очень активно демонстрируют, транслируют свое могущество. И у каждого из них есть определенная проблема: они не могут принять закон. Если говорить про Мистера Фриза, то он не смог принять закон природы – что его жена может умереть. У него возникла сверхидея, что он может буквально занять место Бога. То, что в жизни этих героев были такие трагичные истории, никогда не оправдает их действий. Трагедии были у многих людей, со многими жизнь была несправедлива, но они остались достойными людьми, помогающими и любящими.

То, что такие герои нравятся, абсолютно нормально для подросткового контингента. У них идет становление личности, разделение с родителями, они хотят проявлять самостоятельность, они воюют. Внутренний конфликт сводит подростков с ума. И эти фильмы дают им возможность проявить свой гнев, негативные эмоции, чтобы справиться с собой. В подростковом возрасте очень много протеста, эмоции бушуют, особенно в отношениях с родителями. И это тоже норма развития.

©Дарья Колошина
Мистер Фриз

Есть ли какая-то связь со Стокгольмским синдромом?

Стокгольмский синдром – это сработавшая защита, когда человек находится в такой опасности между жизнью и смертью, что если жертва будет симпатизировать насильнику, то он ее не убьет. К большому сожалению, это часто бывает в неблагополучных семьях с жестокими родителями. Ребенок тогда имеет определенную модель поведения, то есть он уже является объектом манипуляций родителей, он может быть жертвой и, соответственно, все время будет жертвенно искать, притягивать подобную ситуацию, может быть, создавать подобную семью.

С чем может быть связано стремление быть похожим на такого антигероя?

Злодеем, в отличие от хороших парней, которые постоянно решают проблемы, борются с этим злом, постоянно думают о других, быть проще. Махнул рукой, все уничтожил, спалил, в зависимости от силы, и ни о ком не надо думать, только о себе. Такие люди никогда не смогут никого любить, все остальные для них – это игрушки. Чистое удовольствие от разрушения. Кайф.

К примеру, тот же Джокер, который совершенно изощренно играет в людей. Он ставит спектакли и получает от этого огромное удовольствие. Это страшный садизм, абсолютная ненависть к миру, и это всегда – одиночество.

Если брать историю развития человека, то становление личности, по Фрейду, проходит через несколько этапов психосексуального развития. Люди, которые остановились на стороне зла – это люди, которые некорректно прошли эти этапы. Фиксация произошла в детстве с садистическим компонентом, и это связалось с удовольствием, поэтому отказаться от такого наслаждения практически невозможно.

Могут ли образы злодеев как-то побудить зрителя к подобным поступкам?

Могут побудить только тех людей, которые сами в этом заинтересованы уже изначально. Есть два типа людей – разрушители и созидатели. Герои, о которых мы говорим, настроены на разрушение, а не на созидание. Они не признают законов, испытывают удовольствие от разрушений, хотят быть первыми. И привлекают они себе подобных. Но их судьба предопределена, потому что мир бы рухнул, если бы им правило только зло. Все держится на внутренних законах, на человечности, на признании, на чувстве вины.

©Дарья Колошина
Джокер

Что может говорить любовь к отрицательным персонажам о человеке?

Это могут быть асоциальные люди. Некоторые откровенно хотят нарушать закон, у них очень много злости внутри. Кто-то из них открыто выражает свое желание быть похожим на такого персонажа, потому что он согласен с тем, что этот мир не устраивает и его надо уничтожить. Люди могут даже никому не сказать о таких чувствах, быть тихо влюбленными в злодея, но тайно хотеть тоже прикоснуться к подобному. Если такой герой привлекает, то внутри есть такое же желание.

Может ли такая любовь трансформироваться с возрастом? Перерастают ли такой интерес?

Конечно, может, и чаще всего так и происходит. Тридцатилетний человек – это уже серьезная, сформировавшаяся личность, и симпатия к таким героям выглядит уже по меньшей мере странно.

Страдает ли от этого человек, хочет ли он разобраться, почему его привлекают такие люди, или он откровенно не хочет ничего знать и ему просто такое нравится? Если он пытается разобраться, то он понимает, что что-то не так и скорее всего сможет отойти от этого, перебороть эту тягу к злодеям.

А может, это просто симпатия к харизме актера, играющего роль этого злодея?

Такое тоже может быть. Это же необязательно патология и какие-то глубинные причины. В каждом из нас есть положительные и отрицательные качества, и весь вопрос в том, какие из этих качеств доминируют. Часто людям нужна какая-то разрядка, у нас жизнь достаточно сложная, напряжение большое, мы живем в мегаполисе – фильмы позволяют нам выявить свои собственные накопленные эмоции, зачастую негативные. И через фильм можно выплеснуть эти эмоции, прожить их. Зритель действительно может симпатизировать отрицательному герою, в зависимости от того, в какой ситуации находится сам. Это всегда лучший вариант – прожить этот момент через фильм, чем проиграть как-то в жизни, выплеснуть негатив и недовольство на окружающих.

14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
20.08.2023
Победит умнейший!
В кластере "Ломоносов" прошел Хакатон от ГК Юзтех при поддержке Акселератора Возможностей при ИНТЦ МГУ "Воробьевы горы"
16.03.2023
Журфак читающий
Как выглядит книжная полка студента МГУ
04.12.2023
Вы мне верите?
На журфаке МГУ состоялась премьера спектакля "Самые обычные вещи" в исполнении студенческого театра "Tabula Rasa"