Винил нам мил

Предыдущая статья Следующая статья

Коллекционеры виниловых пластинок о своём увлечении и о будущем аналоговых носителей

По данным MRC Data, в 2021 году было продано 41,7 млн виниловых пластинок. Мы поговорили с коллекционерами музыки и узнали, в чём очарование возвращения к поискам старых проигрывателей и редких изданий винила, в век, когда можно приобрести "цифровую" музыку, не вставая с места.

©Диана Анисимова / Журналист Online

Вероника: дедушкины пластинки и глэм-метал

Собирать винил было спонтанным, ничем не обоснованным решением. Я видела у своего дедушки дома виниловые пластинки, которые казались мне чем-то удивительным и старомодным. Я считаю, что это круто. И в какой-то момент я решилась и попросила дедушку подарить мне на новый год пластинку, чтобы ощутить то необыкновенное чувство радости, которое доставляет эта отлитая в круглой форме с мелкими дорожками, виниловая масса.

Вся фишка коллекционирования альбомов на любом физическом носителе — само ощущение того, что ты можешь не просто разглядывать обложку альбома в интернете или слушать музыку с онлайн сервисов, а то, что ты буквально можешь подержать в руках музыку. Ну и, конечно, какие-то подарки, идущие в комплекте: постер, буклет, наклейки, нашивки и тому подобное. Люди всегда питали любовь к всяким безделушкам.

Той самой пластинкой, которую я попросила на новый год, стал двойной лайв-альбом группы Panic!At The Disco – «All My Friends Are Glorious/ Death Of The Bachelor Tour». За все время моего коллекционирования мои вкусы в музыке кардинально изменились, но я все же до сих пор люблю этот альбом.

Свою коллекцию я стараюсь объединить именно в определенных жанрах — Glam Rock и мейнстримный альбомно-ориентированный рок. Думаю, на данный момент одна из самых ценных мне вещей в моей коллекции — это запечатанное американское издание группы Lizzy Borden «Menace To Society» 1986-го года. А ещё мне нравится британское издание пластинки Стива Вая — «Passion And Warfare» 1990-го года. Уж очень люблю ее внешнее составляющее.

Где только не была в поисках нужной мне пластинки! В Петербурге много хороших специализированных магазинов, направленных на более массовую аудиторию, иногда там можно найти что-то по низкой цене. Но я все же отдаю свое предпочтение маленьким частным магазинчикам закоренелых взрослых коллекционеров и удельному рынку. Это как-то душевнее. В больших магазинах с новеньким, иногда и б\у, ассортиментом — слишком стандартный набор всего. Что-то действительно редкое приходится «выуживать» у дядечек-коллекционеров, ха!

Это затратное по времени дело. Особенно, если ищешь определенное издание какой-нибудь малоизвестной группы. Могут уйти недели, месяцы, даже годы, но как говорится, кто ищет, тот всегда найдет.

Наверное, одна из моих любимых историй всегда будет о том, что не стоит отчаиваться раньше времени. Через год после начала своего пути в мире пластинок, я захотела себе дебютный альбом глэм-группы Cinderella. Мои неопытные тогда ещё поиски особо ни к чему меня не привели, кроме как к переизданию 2016 года, да и то с оговоркой, то оригинал я никогда не найду. Переиздания — вещь хорошая, но я все же люблю оригинальные прессы. Знаете, я готова перевернуть вверх дном интернет в поисках найти заветное старое издание. Так вот, прошел год, я иногда слушала это переиздание и вздыхала по первопрессам. А в один летний денек мы вместе со подругой устроили променад по центру города, заглядывая в каждый закоулок в поисках пластинок. Получилось так, что в одном из частных магазинчиков я увидела заветный японский пресс Cinderella «Night Songs» 1986-го. Стоила она относительно недорого для японской пластинки в хорошем состоянии, и ровно через неделю-две мы с Дианой вновь пришли в этот магазин, чтобы забрать пластинку. Я была на седьмом небе от счастья. Вывод какой? Не всегда верьте на слова продавцам. Лучше самим перепроверить всё несколько раз, и вы обязательно найдёте то, о чем так мечтаете!

Будущее винила предсказуемо. Пластинки вновь набирают популярность, у нас это происходит намного медленнее, чем на западе, где, как мне кажется, каждый третий хоть раз в жизни покупал пластинку себе или в подарок. Но все же какие-то сдвиги у нас есть. Современные музыканты выпускают альбомы на виниле, а их аудитория с радостью это покупает, даже не имея винилового проигрывателя. Виниловое хобби обретает более массовый характер, но и так же окажется в упадке. Мы живем в цикличном мире, где из века в век все повторяется. Винил жив и будет жить, но в какой-то период времени это будет массово, а в когда-нибудь снова останется лишь в небольших кругах поклонников аналоговых носителей.

©https://t.me/rocket_maann

Сергей: держать магазин винила и не поддаться искушению собирать всё подряд

В моём собрании около пяти тысяч пластинок, только это не коллекция! Так уж исторически сложилось. У меня нет никаких мании, понимаете? Есть большая разница между коллекционированием и собирательством.

Коллекционирование — это нечто глобальное. Вот, например, собирает человек всё по группе Deep Purple. И это значит, что он будет собирать каждую мелочь, каждую пластиночку, каждый сингл с их участием. А мне это надо? У меня, правда, есть много альбомов Creedence Clearwater Revival, но с тех пор их столько наиздавали, так что, теперь, получается, собирать всё подряд? Если просто собирать, то получается, как с едой. Вот, вы видите интерес в еде? Да вам всё равно, что вы будете есть. И вы будете цепляться за что угодно, особенно, если просто скажут, что это «редкое».

Раньше много привозил пластинок из-за границы: Англия, Штаты, Япония… Договаривался с местными частниками, приезжал к ним, скупал целые коллекции.

В виниле мне нравится аналоговый звук. Можно, конечно, гонять музыку на катушках, но это слишком уж дорого. Кассеты вот не выдержат столько, а пластинку хоть сто лет гоняй.

А вообще, любой коллекционер — полный балбес. По определению — человек убогий! Вот он сидит и собирает эти свои артефакты, никому это не показывает. Фанатик.

Моё мнение: если у тебя есть деньги, то ты найдешь что угодно. Всегда. И я не особо удивляюсь, если что-то нашли у меня в магазине. Это просто значит, что плохо искали в других местах. Поэтому я даже не выставляю ничего на маркетплейсах: проще при1ти ко мне и самим всё посмотреть, послушать. Впрочем, если вернуться в какой-нибудь 1989-й год, когда не было интернета и разбирающихся людей, а были только каталоги по японским или французским пластинкам, можно было прийти куда-то и найти дорогущую пластинку за три копейки. А теперь даже на блошином рынке так нельзя. Все тебе сразу всё покажут и расскажут, и по расценкам сориентируют…

Винил никуда не денется. По крайней мере, в ближайшие лет тридцать, пока не исчезнет последний понимающий человек. Всё равно пока не придумали лучшего формата.

© https://t.me/iceberglonely_longplay
© https://t.me/iceberglonely_longplay

Маргарита: фанк, диджеинг и особый вид мерча

Когда мне было 14 лет, я очень любила мультик Happy Feet, у нас его почему-то перевели как «Делай ноги». И там звучало много песен, которые мне очень нравились. Оказалось, что саундтрек состоял из каверов на довольно разношёрстные поп-песни: Принц, Элвис, Earth, Wind & Fire… И так получилось, что я зацепилась за Элвиса, и он стал просто моей любовью. И вот я, 14-летняя девочка, прихожу в Медиамаркт (потому что когда тебе четырнадцать, ты любишь ходить по торговым центрам, просто смотреть и ничего не покупать). И там я вижу пластинку Элвиса A Date with Elvis, и там, прямо как в оригинальном издании 1959-го года, помимо пластинки был календарь, в котором фанаты могли вычёркивать дни до его возвращения из армии, и я такая, «Вау, хочу…».  Притащила её домой, показала родакам, а они не поняли, мол, зачем ты это купила, тебе ведь её даже не на чем слушать… В общем, прошлись по полной. И, конечно, было обидно! Но меня это не остановило. 

Отношение к винилу у меня менялось, изначально я относилась к нему как к такому ulimate merch, потому что я не очень люблю стандартный мерч: эти туровые потные футболки, которые покупаются за бешеные деньги…. Это не моя тема. А винил — это реально из той эпохи, люди его слушали! То есть это реально возможность получить супер-мерч от исполнителя, который не будет просто стоять и собирать пыль, а можно его послушать.

Впоследствии мне стало интересно собирать пластинки не только как арт-объект, потому что я начала заниматься диджеингом. Когда у тебя собирается энное количество пластинок, ты начинаешь думать о том, что вот ты сидишь на них, а хочется их людям поставить, показать. В скрэтчинге и джагглинге (стили диджеинга - прим. ред.) отношение к винилу как к расходникам: ты точно будешь их пилить, брать за рабочую поверхность, мотать без конца и нарабатывать ловкость рук, у тебя может соскочить игла. А ещё ты начинаешь искать интересные звуки! Тебя начинает тянуть на экзотику, например, на пластинки из медицинской энциклопедии со звуками больных людей, в том числе и психических, потому что они там разговаривают. Помню, на одном онлайн-аукционе конкуренция за эти пластинки была бешеная. 

В моей коллекции около 400 пластинок. Раньше я интересовалась блюзом, потом собирала советский и российский метал, группы «Автограф», «Круиз», «Кураж», «Тяжёлый день»… Потом я начала слушать фанк-метал, фанк, соул… Хотела собрать все альбомы Parlament-Funkadelic. Я работала над одной иллюстрацией и хотела, чтобы в кадре была обложка альбома этой группы. Загуглила и увидела, что там очень красивое оформление, иллюстрации. И мне дико его захотелось! И он, конечно, нигде не продавался. Потом я нашла эту пластинку на «Авито», мне заказал её папа, а она пришла запечатанная, ещё с тех лет. С тех пор я заказывала, наверное, везде, где только можно: у частников на Discogs (но ценник там обычно неадекватный), на аукционе «Мешок» (как-то брала по 80 рублей кучу семёрок, и потом оказалось, что средняя их цена 180 долларов), на японском аукционе InJapan (но почта Японии невероятно медленная). На Ebay я нашла свою любимую пластинку. Она не самая ценная и дорогая в коллекции, но я очень горжусь, что я её нашла. Это альбом  Parliament funkentelechy vs. the placebo syndrome. Мне однажды приснилась песня с этого альбома, и я захотела полное оригинальное издание с постером, комиксом… И в России её, конечно, не было. Но я всё-таки нашла её у частника долларов за 50. Звучит она как новая. Я её очень сильно люблю. 

Собираю разные издания альбома Марвина Гэя I Want You. Я очень не любила заказывать онлайн, но друзья посоветовали мне выйти на Discogs. И я стала смотреть именно этот альбом: у одного издания лейбл прикольный, у японского интересное оформление, в израильском издании вообще извратились и сзади доварили улыбающегося самого Гэя. Сейчас у меня этих изданий штук 14. Вообще, некоторые издания альбомов такие похожие, что сидишь и смотришь-смотришь до мелочей, и до сих пор не можешь отличить, и это что-то из разряда «найди 10 отличий».

Совет для начинающих собирателей винила: бегите. Бегите, глупцы! Не ввязывайтесь в это! Будете ходить постоянно без штанов, винил заберет все ваши деньги вы будете тратить всё на пластинки! Но я это никому не рекомендую.

Будущее винила? Я вижу рост интереса к винилу, и думаю, он будет жить и будет возрождаться. Я замечаю, что чем мы больше уходим в цифровизацию, тем больше мы начинаем ценить какие-то физические вещи. Фишка носителя в том, что он не уйдёт со стримингов, он твой, если не пожар, наводнение или ограбление… Обложки на стримингах маленькие, а когда у тебя пластинка, ты можешь вникнуть во всю полиграфию, рассмотреть. А если у тебя какое-нибудь замороченное издание, то там и тексты песен, и гэйтфолд… Всё это какой-то процесс. Современная техника дарит людям меньше радости, и ретро-техника воспринимается как что-то менее обыденное. Вот эта пресловутая ностальгия по временам, которых не было! Судя по тенденциям, популярность винила будет расти, современные исполнители делают релизы на виниле. Но всё-таки вряд ли все повально перейдут на винил, в это я уже не верю. Такие заявления чересчур оптимистичны. В Америке уже можешь зайти в супермаркет, а там продаются пластинки с самыми топовыми альбомами: Адель, Nirvana… Идешь за продуктами, по пути покупаешь пластиночку, потом небольшой проигрыватель, они там очень дешёвые, например, фирмы Crosley. Штука, чтобы поиграться. А если будет интересно, то человек уже купит "вертак" посолиднее, колонки и будет это дело апгрейдить. А может, станет сумасшедшим аудиофилом и купит себе систему за полмиллиона.

29.07.2020
Стоит ли посылать голосовые сообщения начальнику?
О том как сохранить эффективность коммуникации в цифровой среде
22.07.2021
Что стало с таксами Чехова?
История большой любви с печальным финалом
18.05.2021
Мал Байден, а всей Америкой владеет
О своем исследовании речи Байдена «Журналисту Online» рассказала Ника Дмитриади
07.12.2020
О мой фанфик!
"Журналист Online" поговорил с авторами фанфиков о том, как они находят новые идеи и творческих планах на будущее