Коробка на миллион

Предыдущая статья Следующая статья

Как построить бизнес на настольных играх, рассказал основатель компании «Мосигра»
©фото из личного архива героя
Настольную игру «Шакал» придумал отец Дмитрия Кибкало, будущего основателя компании «Мосигра». Дмитрий играл в нее в семье и с однокурсниками – студентами мехмата МГУ имени М. В. Ломоносова. Теперь в нее играет почти вся страна. 

О том, чтобы подарить игре своего детства новое «лицо», Дмитрий Кибкало задумался давно. Оловянные фигурки, звенящие монетки так и просились на игровое поле, которое просто обязано было стать более ярким. Сначала Дмитрий нашел иллюстратора, который нарисовал макет, затем типографию, которая готова была напечатать то, что нарисовано. Первый экземпляр игры оказался дороже, чем оптовый тираж, поэтому пришлось заказать сразу 100 коробок. К августу 2008 года игра была готова. Часть игр Дмитрий раздарил знакомым, часть – вместе с другом Дмитрием Борисовым решили продать. Но где и как?

Магазины отказывались от предложения, объясняя это тем, что игра очень дорогая (около 7000 руб.) да еще и неизвестная, мол, никто ее никогда не купит. Тогда друзья решили создать свой онлайн-магазин «Мосигра».

«Мы взяли 19 лучших игр, которые в тот момент присутствовали на рынке, и двадцатой поставили свою. Шаблон сайта мы подсмотрели где-то на Западе, и в первый год фон у нас был черным, а фотографии игр на нем настолько яркие, что казалось, будто это дорогое украшение. Конечно, людей это цепляло», – вспоминает Дмитрий Кибкало.

Когда Кибкало занялся играми, на дворе был кризис, но именно он помог бизнесу пойти в гору. «Настольные игры – неплохой заменитель других развлечений, – объясняет основатель компании. – По сравнению, например, с турпутевками, наше предложение намного дешевле: люди переключились на наш товар, и в этом мы выиграли».  Забегая вперед, скажем: справедливость этого утверждения подтвердил и другой кризисный год – 2015-й, – который стал таким же успешным для «Мосигры».

©hsto.org

К концу декабря 2008 года «Мосигра» окупила все вложенные деньги и вышла в приличный плюс. «Мы не собирались строить из этого какую-то долгую историю, было интересно просто попробовать», – объясняет Дмитрий. Однако увидев, что есть покупательский интерес, Кибкало и Борисов в ноябре 2009 года открыли первый магазин «Мосигра», точку самовывоза в подвале рядом с Таганской площадью, где люди могли выбирать игры и получить совет консультанта.

​Таким образом, в первые два-три года своей деятельности компания увеличивала продажи игр десятикратно и, хотя позже рост немного замедлился, «Мосигре» удалось стать лидером рынка. Вместе с почетным статусом появились и дополнительные сложности. Как считает Кибкало,  «лидером быть намного тяжелее, чем догоняющим. Догоняющему впереди бегущие расчищают дорогу, а лидер сам лопатой машет, поэтому рост, конечно, замедляется».

©из личного архива героя

СПРАВКА:

450 млн рублей – выручка за 2016 год

800 тыс. коробок в год – объем продаж настольных игр

70 магазинов по всей России (из них 44 – франшиза)  – торговая сеть под брендом компании

300 сотрудников – штат компании

Важный шаг в бизнесе был сделан, когда основатели компании решили открыть импровизированную франшизу. Сначала запустили продажу в Киеве, затем в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Сейчас под брендом «Мосигры» в России действует 70 магазинов в 42 городах, из них 16 в Москве. А в планах – шагать дальше. 

«Наша первоочередная задача – охватить весь СНГ. Мы планируем открыться в странах, где хотя бы часть населения говорит по-русски. Сейчас думаем запустить магазин в Тбилиси», – рассказывает о планах Кибкало.

Кроме того, «Мосигра» планирует результат своей интеллектуальной деятельности тиражировать и продавать на Западе. Ближайшая цель, по словам Кибкало, – освоить Германию. Компания также пробовала строить издательский бизнес в Штатах.

Выпуск настольных игр – сложный бизнес, предполагающий издательскую деятельность, собственное производство, дистрибуцию, в том числе и организацию розничной торговли. Создатель «Мосигры» считает, что на рынке нет второй такой компании, которая была бы вертикально интегрирована во всех сферах.

Как создаются игры

Главное направление бизнеса «Мосигры» на сегодняшний день – издательское. Задача компании – продажа продуктов-бестселлеров, в чем, по мнению ее основателя, они преуспели. У компании есть множество продуктов, которые продаются десятками тысяч штук в год, что является приличным результатом.  Так, игру «День вождей», которая стала бестселлером, Дмитрий придумал вместе со своими детьми.

«Я объяснил, какая будет механика у игры, и попросил придумать задания, дурацкие задание, которые детям будет весело выполнять. Они придумали, и эта игра очень хорошо продается», – делится Кибкало. Это один из немногих продуктов, у которого нет не одного отрицательного отзыва. «Если взять тот же «Шакал», там правила сложные, и есть люди, которым лень разбираться в них. А игрой «День вождей» все покупатели довольны, и в этом смысле она уникальна», – говорит Кибкало.

©www.lki.ru

Идеями игр занимаются Кибкало и Борисов. Создание игры происходит таким образом: обычно Дмитрий на три страницы прописывает базовую идею игры, затем она отправляется в отдел разработки, который на основании этого технического задания создает прототип, проверяет на тестах, отмечает, какие есть недостатки и что необходимо подправить. Сначала игра тестируется внутри компании, затем на посторонних людях, и если все складывается удачно, продукт идет на оформление и в печать.

Кроме издательства, у компании есть свое производство в Подольске, все игры производятся там. Игры покупаются у разных издательств, в том числе у собственного, и выпускаются небольшими партиями для конечного продавца. У «Мосигры» есть розница и мастер-франшиза: компания продает бренд и бизнес-модель, с помощью чего открываются ее магазины в других городах.

Если взять отдельно издательство, то его показатель доходности, скорее всего, будет ниже среднего по рынку. Но партнеров это не беспокоит, потому что они задействованы в нескольких сферах, что на общем фоне дает положительный результат. Синергетический эффект этого взаимодействия помогает, по словам Кибкало, «выкручивать всем остальным руки».

Бизнес в книге

Дмитрий Кибкало вместе со своим другом и коллегой Сергеем Абдульмановым написали книгу о бизнесе «Бизнес как игра». В 2016 году она выиграла премию «Деловая книга года в России».

«Мы очень давно с Сережей обсуждали, что историй в компании очень много, с каждым годом их становится все больше, приходят новые люди, и для того чтобы заложить в них ДНК компании, полезно рассказывать им какие-то байки о том, что было в самом начале, чтобы они понимали, что это все не с неба на нас свалилось, а это результат определенного труда. Рассказать, через какие истории нам пришлось пройти, чтобы попасть в нынешнюю точку», – рассказывает Кибкало. И однажды издательство «МИФ» заинтересовалось компанией «Мосигра» и предложила ей написать книгу про свое дело. Потенциальные авторы посмотрели на это предложение как на выгодную рекламу, Кибкало и Борисов накидали несколько историй, которые Абдульманов потом собрал в один текст. Успех был неожиданный, несколько раз допечатывался тираж.

©biktagirov.ru

Сама компания учится ведению бизнеса на собственных ошибках. Коллеги Дмитрия – друзья с мехмата и из сборной футбольной команды МГУ.

«Я оканчивал мехмат МГУ, и это образование помогает разбираться в любом новом деле. Например, можно взять книгу, прочитать и научиться. Но все же образования в сфере бизнеса очень не хватает, и, наверное, если бы вовремя отучились по этому профилю, то сохранили бы много денег», – признается Дмитрий Кибкало.

Но даже выбрать книгу, по словам Кибкало, очень сложно: изданий очень много, а хороших среди них мало, да и далеко не всему можно научиться по книгам. О многих вещах, особенно касающихся бизнеса в России, в книгах не написано. Общаясь с более опытными людьми, многих ошибок удается избежать. Компания также постоянно следит за западными рынками.

«Два раза в год я езжу в Штаты и в Германию, общаюсь с лидерами этого рынка, посещаю тематические конференции, – говорит Кибкало. – Зарубежные авторы – это люди, которые уже добились успеха в бизнесе. Но пока мало книг от успешных в России бизнесменов, хотя интересно читать про тех, кто начал с нуля и добился успеха».

К черту все, берись и делай!

«Если хочешь начать бизнес, бери и делай. Я много встречал людей, которые по разным причинам откладывают этап начала, боясь рисков. Пока ты не в деле, ты не можешь минимизировать какие-то риски», – уверен основатель «Мосигры». По словам Кибкало, можно пойти учиться бизнесу, что может помочь снизить риски. Однако, по его мнению, проблема серьезных бизнес-курсов в том, что они учат тому, как делать бизнес правильно.

«С нуля сложно делать его правильно, на начальном этапе нужно делать все неправильное, иначе это будет слишком неэффективно. В первое время директор и курьер – в одном лице. Это неправильно с точки зрения построения бизнеса по книжкам, но по-другому не получится, для этого нужно иметь большой капитал, чтобы сразу снять офис, нанять штат», – рассуждает он.

Более того, Кибкало считает, что дело должно подталкивать человека, если заниматься им много часов. Именно долгое усердие приведет к успеху в бизнесе.

«На самом деле, идей в мире миллион, нужно только подумать, как преобразовать их, например, в коробку с настольной игрой, чтобы можно было продавать и работать над этим большое количество времени», – говорит Кибкало.

Что дальше?

«Мы с Димой Борисовым в противофазе: когда у него опускаются руки, мне хочется воплотить в жизнь какие-то новые идеи, связанные с бизнесом. Когда у меня опускаются, то уже получается наооборот. Соответственно, мы друг друга поддталкиваем», – рассказывает Дмитрий Кибкало.

Помимо «Мосигры», у Кибкало с коллегами есть магазин электротоваров, который работает уже три года, есть фастфуд – ему скоро исполнится год. Но идей очень много. Сейчас находится в процессе разработки магазин зоотоваров. Это будет не классический магазин, а магазин с подпиской, широким ассортиментом для животных. «Идея, отчасти подсмотренная на Западе и доведенная нашими «воспаленными» умами, – говорит Дмитрий. – Животных продавать пока не будем».

©rb7.ru
24.11.2020
«Грач» улетел, но обещал вернуться
В Москве завершился фестиваль студенческого кино «Грач»
16.02.2021
Гляжу в узоры синие
Корреспондент “Журналиста Online”съездила на знаменитый завод и узнала, как создается легендарная гжель
04.02.2020
Журналистика под градом пуль
Лекторы журфака МГУ рассказали о роли журналистики во время Великой Отечественной войны
07.12.2020
Новый созыв, новые идеи
Председатель IX созыва студсовета журфака Никита Журавлев поделился своими планами