Мем поддерживает карму

Предыдущая статья Следующая статья

Проект Why We Post продемонстрировал, как реальная жизнь соотносится с виртуальной
©ideafor.info
О чем говорят наши фотографии в Instagram, Facebook и Snapchat, и так ли бессмыслен обмен смешными картинками в интернете? Профессор Университетского колледжа Лондона антрополог Дэниел Миллер на лекции рассказал, как социальные медиа поменяли мир.

Проект Why We Post

Несмотря на то что дигитальная антропология – абсолютно новое направление в науке, уже существуют разногласия по поводу методологии ее изучения. Первые исследования в этой области проводились исключительно онлайн – кажется логичным изучать поведение субъектов в интернете непосредственно в этой среде. Однако Миллер утверждает, что этнографические и антропологические исследования не могут проводиться только в виртуальном пространстве: интернет – это лишь одна из составляющих нашей жизни. Поэтому Миллер запустил масштабный проект Why We Post, нацеленный на изучение поведения в социальных сетях представителей разных культур неотрывно от их повседневной жизни. Для этого команда антропологов отправилась на 15 месяцев в 9 точек планеты, чтобы наблюдать за бытом местных жителей, их нравами, особенностями менталитета и выяснить, как эти характеристики влияют на то, каким контентом они обмениваются в соцсетях, какие платформы предпочитают и как их виртуальная жизнь соотносится с реальной. Прожив полтора года в разных общностях – в Бразилии, Чили, небольших городах на юге Италии, в Индии и английской провинции, двух точках Китая, на карибском острове Тринидад и даже на сирийско-турецкой границе, – антропологи сделали ряд открытий, опровергающих многие стереотипы о социальных медиа, и доказали, что нельзя судить о взаимодействии человечества и соцсетей обобщенно, ведь даже в пределах одной страны – например в промышленном городке на юге Китая и деревне на севере – люди используют социальные медиа абсолютно по-разному.

Список самых распространенных стереотипов о социальных сетях

1. Мемы – это лишь бесполезная «игрушка» для подростков

А вот и нет! Мемы – самая распространенная форма визуализации контента в современных социальных медиа. Существует два простых типа мемов: серьезные и смешные. Смешные мемы любят все пользователи интернета, а серьезными обмениваются лишь некоторые социокультурные группы. Например, индуисты используют мем как некое подобие религиозного символа: каждое утро они обмениваются благословением в форме мема, таким образом поддерживая в порядке карму.

По мнению антропологов, мемы выполняют роль «моральной полиции интернета» ─ они всегда утверждают один набор значений и критикуют другие. Зачастую люди бывают скованными в выражении собственного мнения – по причине низкого уровня образования и культуры, низкого социального статуса и дохода, однако в каждом человеке сохраняется потребность в самовыражении.

Мем – это емкое выражение ценностей и убеждений личности или ее отношения к конкретной ситуации. Таким образом, делясь мемами, мы достигаем консенсуса между желанием заявить о своих убеждениях и неспособностью и нежеланием словесно описывать присущий каждому из нас набор ценностей.

2. Селфи – признак нарциссизма, смайлы - признак деградации

В интеллектуальном обществе растет пренебрежительное отношение к таким явлениям в социальных медиа, как смайлы и селфи, однако они лишь отражают то, как трансформировалась природа коммуникации в современном мире. Визуальные средства теперь стали самостоятельной формой коммуникации. Это наглядно демонстрируется новой соцсетью Snapchat, где основная часть коммуникации с миром осуществляется посредством фотографий и сопровождающих их смайликов. Миллер также разделяет селфи на типы, в большей степени присущие конкретным социальным сетям. Так, для Instagram характерны «классические» селфи: фотографии одного человека, обычно демонстрирующие стиль или социальный статус субъекта. В Facebook чаще постят так называемые «groupie» - совместные фотографии больших компаний, а Snapchat полон селфи в стиле «uglie» - чаще всего в ракурсе, создающем видимость парочки вторых подбородков. Это тоже форма посыла: отправляя другу свое «уродливое» селфи, мы демонстрируем свое доверие и привязанность.

Более того, посредством селфи люди могут лучше узнавать себя. Дэниел Миллер в рамках проекта проводил один день в неделю в хосписе для больных с терминальной стадией рака. Многие из них ведут историю своей болезни в соцсетях. Например, один из пациентов сказал, что использовал Facebook для того, чтобы не говорить отдельно каждому, что с ним происходит, и заметил, что, составляя пост и делая для него фотографию в зеркале, он лучше сознавал свое физическое и психологическое состояние.

3. Социальные сети отвлекают детей от учебы, что негативно влияет на уровень образования в мире

Винить интернет в появлении плохих оценок в школе тоже не совсем правильно. Конечно, социальные сети могут сказываться негативно на успеваемости ребенка, если он проводит в интернете слишком много времени. Однако у этого вопроса есть и другая сторона. За полтора года исследований антропологи выяснили, что в некоторых общностях социальные медиа служат формой неформального обучения, а для семей с низким доходом являются единственной возможностью получить образование. Например, в Бразилии и индустриальных городах Китая из-за ограниченного доступа к формальному обучению набирают популярность различные обучающие ролики на Youtube. А в Англии социальные сети являются посредником между учениками, родителями и учителями и часто заменяют традиционные родительские собрания.

4. Нужно запрещать использование социальных сетей в рабочее время, потому что это снижает продуктивность работников

Парадоксально, но запрещение заходить в социальные сети в рабочее время могло бы подорвать экономику страны. Социальные сети в данном случае выступают в роли стрессового регулятора. Например, одним группам людей они помогают устранить напряжение, связанное с плохими отношениями в коллективе, другим – перевести дух после серьезного мозгового штурма и выполнения сложного задания, третьим – мириться со скучной однообразной работой, не требующей активной мыслительной или физической активности, и не искать новую.

5. Социальные сети лишают нас частной жизни

В обществе распространено убеждение в том, что с появлением в нашей жизни социальных сетей, у людей не осталось ничего приватного – теперь каждое действие и смена обстановки протоколируется в Instagtam, круг общения определяется по друзьям в Facebook или «Вконтакте» и даже о начале романтических отношений зачастую сообщается в специальной графе. В какой-то степени это действительно так. Однако если раньше коммуникация делилась строго на публичную (радио, телевидение, печатная периодика) и приватную (телефон, письмо), то применимо к социальным медиа исследователи придумали термин «масштабируемая социальность» (“scalable sociality”). Теперь социальные медиа позволяют пользователям самим определять уровень приватности и размер аудитории для передаваемого сообщения. Например, Facebook и Twitter используются чаще для публичных коммуникаций, а мессенджеры типа WhatsApp – для более приватного общения. В любой социальной сети существуют настройки приватности, которые и позволяют нам «масштабировать» степень доступности того или иного сообщения для других пользователей. Таким образом, пространство между «публичным» и «приватным» теперь заполнено социальными медиа. 

 

28.10.2019
Пользователи новых медиа
«Присутствие в сети – способ доказать, что вы существуете»
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
15.09.2021
Пост-пост, мета-мета
Фестиваль цифрового искусства "ДОП" прошел в общественных пространствах Москвы
21.03.2022
Педагогическое образование в классическом университете
Проблемы, тенденции и успехи современного педагогического образования обсудили на Всероссийском форуме в Москве