Яна Чурикова и Саша Спилберг: главное – ответственность

Предыдущая статья Следующая статья

На открытии мастерской ВКонтакте гостьи рассказали о контенте в разные времена и о работе публичного человека

14 декабря на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялось открытие мастерской ВКонтакте, в котором приняли участие продюсер и телеведущая Яна Чурикова и видеоблогер Саша Спилберг. Модератором вечера выступила директор по стратегическим проектам ВКонтакте Зера Черешнева. Также она рассказала о преимуществах и инструментах социальной сети, о специальных проектах в медиа и объяснила, как работает система грантов ВКонтакте для культурных проектов. Посмотреть трансляцию встречи можно (и для повышения настроения путем ознакомления с байками журфака от Яны Чуриковой – нужно) в официальной группе «Журфак МГУ» во ВКонтакте.

©Аида Асадуллина / Журналист Online

Инструменты для спецпроектов

В своей лекции Зера Черешнева, директор по стратегическим проектам, отметила, что ежедневно во ВКонтакте заходит 54% аудитории рунета – 49,4 миллионов пользователей. Месячный охват достигает 85%. Также социальная сеть популярна и в Бразилии: местная социальная сеть была заблокирована, и бразильцы вместо нее перешли во ВКонтакте. И они могут без проблем пользоваться всеми возможностями платформы, потому что ВКонтакте работает на бразильском и еще на 86 языках.

Представляя ВКонтакте как крупнейшую платформу в России для создания и продвижения разных форматов контента, Зера Черешнева привела статистику. На апрель 2022 года активных авторов в социальной сети было 48 миллионов. Ежегодно авторы ВКонтакте публикуют свыше 5,6 миллиарда единиц контента: записи, истории, клипы, видео и другие форматы. В то же время просмотров записей в сутки на платформе – девять миллиардов, клипов – 717 миллионов.

Для всех видов контента доступны монетизация и продвижение через рекламные инструменты, ленту новостей и рекомендации. Ключевая особенность социальной сети – встроенный сервис музыки. Благодаря ему рекламодатели находят нужную аудиторию: в треки конкретного исполнителя можно включить рекламу, которая будет интересна его слушателям.

Инструменты платформы ВКонтакте для проектов – это редактор статей, VK Звонки, клипы, VK Mini Apps, Бизнес ВКонтакте и другое. Например, для работы с контентом в сфере культуры используют еще плейлисты, подкасты, статьи, опросы, трансляции, подборки видео, истории и сюжеты из них.

© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online

Культура ВКонтакте

Миссия ВКонтакте – соединять людей, сервисы и компании, создавая простые и удобные инструменты коммуникации. Около пяти лет социальная сеть развивает направление культуры на платформе: состоялось более 1000 эксклюзивных трансляций, культурных событий на платформе, пользователям доступен уникальный культурный контент. Платформа получила десять престижных премий, среди которых «Культура Online» и Proba Awards.

Социальная сеть выдает от 100 тысяч до миллиона рублей на продвижение своего проекта во ВКонтакте, благодаря которым можно запустить любые форматы рекламы. Есть квартальный и годовой гранты: на первый заявку можно подавать каждые три месяца, на второй – раз в год до 1 декабря.

Получить поддержку может любая некоммерческая и коммерческая организация, реализующая проект в сфере культуры. Например, грант выиграл Государственный Эрмитаж.

Победителей выбирают, оценивая актуальность события, которому посвящен проект, вовлеченность аудитории сообщества и интенсивность использования для этого диджитал-инструментов: чат-ботов, трансляций, звонков.

©Аида Асадуллина / Журналист Online

«У тебя уже другой уровень ответственности»

Гости рассказали не только о контенте и его эволюции. Яна Чурикова увлекла студентов историями о своей учебе на факультете журналистики и поделилась профессиональными секретами и наблюдениями. Первое, чему она научила участников встречи – заходить на сцену с правой ноги, не ронять сценарии, верстки и другие тексты (иначе на них потом придется сидеть).

Далее телеведущая объяснила, что деньги, затраченные на производство контента абсолютно непропорциональны отдаче, которую материал вызовет. По сравнению с видеоконтентом в Интернете большое телевидение работает другими категориями: там много денег, дорогущие декорации, высокобюджетные ведущие, артисты – «все жирно, за много денег». «Но больше просмотров, больше народной любви может собрать человек, который просто включил камеру дома, поставил свет на себя и просто говорит что-то искреннее, от себя. Как только телевидение это осознало, произошел качественный перелом. А то, что до сих пор на телеке по старинке за эти самые же большие бюджеты производятся масштабные проекты – это существует в своем параллельном мире», – пояснила Яна Чурикова.

«Долгие годы телек жил так, как будто нет Интернета, как будто ютуба в стране не существует, как будто нет людей, которые уже оттуда начинают отбирать потихонечку аудиторию, что главное – аудиторию, которая им верит, что тоже важно. Когда телек почувствовал, что диджитал рулит – блогеров начали приглашать вести передачи на федеральные каналы. Я сейчас не про «Пятницу»: она была флагманом этого процесса».

«В какой-то момент ты начинаешь осознавать, что ты хочешь разговаривать с людьми, а федеральный канал для этого – не всегда подходящая площадка. В этот момент я поняла, что мне пора делать свое шоу».

Яна Чурикова порекомендовала «классику», по которой можно пронаблюдать за становлением музыкального жанра – это программа «Музыкальный ринг» и «Взгляд». «Вы очень удивитесь, как Лариса Александровна Долина «батлилась» с певицей Ириной Отиевой».

Для меня очень важны ценности: я обязательно слушаю всех. У нас есть моменты, когда мы «штормим», – мне очень важно, что скажет каждый. Равное право голоса имеет абсолютно каждый: мы все полноправные члены команды. Мне кажется, это очень продуктивная история.
Яна Чурикова 
©Аида Асадуллина / Журналист Online

Особый антураж встрече придало обаяние спикера. Почувствуйте искренность, которая ощущалась зрителями, через подборку цитат Яны Чуриковой с открытия мастерской ВКонтакте:

«Я зашла на сцену с правой ноги – мне придется перезайти. Вы будете смеяться, но это работает. Я не знаю как, но работает».

«Одновременно учиться и работать – это нормально, когда ты выбрал стезей медиа».

«Ну, конечно, когда у тебя съемка, и это первое российское MTV, уровень звезд зашкаливающий – понятное дело, что пару по какому-нибудь предмету, не будем говорить по какому, чтобы никого не обидеть в этой священной аудитории… Пропускается пара, и совокупно к концу семестра у тебя накапливается солидный багаж прогулов. Учиться тайм-менеджменту необходимо здесь и сейчас. Если вы в школе не освоили еще этот навык, то институтское время – лучшее, чтобы научиться все это разруливать».

«Зачет какому-то преподу сдал вовремя – молодец, договорился о том, чтобы пересдать – тоже молодец! Вот здесь, как мне кажется, куются профессионалы».

«База, которая дается в этих стенах, пригодится вам очень надолго. Механика обучения, саморазвития, которая зарождается во многом здесь и благодаря той атмосфере, которая здесь сложилась, это вам очень-очень на много лет вперед поможет. Поэтому не игнорируйте те шансы и ту базу, которые вам дает фундаментальное образование. Правда потом пригодится! Я сейчас перехаживаю в Ленинку, в библиотеку, и читаю какие-то вещи, которые, возможно, не дочитала тогда. Все равно все придется наверстывать».

«У людей весь жизненный график был построен от одной программы к другой, и это был такой рефлекс, воспитанный поколениями. В 21:00 программа «Время», до этого – «Спокойной ночи, малыши!» и дети – спать. Вот так вот люди жили, подчиняя свои биоритмы ритмам тем, кто производил контент».

«Картина медиапотребления в стране и в мире была выстроена за счет вертикальной, сверху вниз исключительно идущей, подачи телевизионного сигнала, распространяемого по домам, ну и какого-то спектра газет, которые люди – боже мой! – выписывали… Представьте себе: почтальон раскладывл это все в почтовые ящики, боже, какие древние времена! Вот в эту прекрасную эпоху появилось наконец молодежное телевидение».

«Любое нормальное поколение отвергает то, что придумало предыдущее».​​

«Мой первый журналистский опыт был в 13 лет. Газета называлась «Глагол». Спасибо большое всему коллективу! Ирина Борисовна Веретенникова с нами возилась, 13-летними корреспондентами. Нашему главному редактору Грише было 16! На 90-е годы это был невероятный прорыв. Причем, главного редактора же всегда по имени-отчеству, а для нас это был просто Гриша».

«Три недели из моей жизни [пока написанную от руки заметку Яна Чурикова из 1991 года перепечатала с помощью печатной машинки, принесла на бумаге главному редактору, он отредактировал и опубликовал через два номера – прим. авт.] у вас умещаются в один пост во ВКонтакте».

«Мне очень хотелось на телек. Хотелось, как многим сегодня хочется стать видеоблогером. У всех у нас, давайте будем честны, есть потребность в признании – это нормальный человеческий рефлекс, и нельзя от него открещиваться ни в коем случае».

«Хотела бы рассказать о не самом приятном опыте, связанным с тем, что я не подготовилась к зачету по зарубежной литературе. Когда я понимаю, что я что-то не дожала, не подготовилась – у меня включается Нинель Ивановна Ванникова. Я просто опять же работала, думала, что все прочту за ночь, – пытливо смотрит на студентов в аудитории. – Я сейчас поняла, что я такая не одна и до сих пор этот метод очень популярен! Должна вас разочаровать: это так не работает… И я попадаю к Нинель Ивановне, сажусь перед ней. Она на меня посмотрела и все поняла, то есть мне даже не пришлось позориться. Она смотрит на зачетку – смотрит на меня… И говорит: «Яна Алексеевна, ну как Вам не совестно – Вы же журналист». Как меня шибануло в тот раз, я вам скажу! И теперь каждый раз, если есть какое-то недо-, то я вспоминаю Нинель Ивановну – и спасибо ей за этот урок! Потому что я понимаю: если ты выбрал медиа, публичную трибуну (журналист ты, блогер или публичный человек) – у тебя уже другой уровень ответственности, и ты не можешь жить теми категориями, которыми жил до того. Значит, ты обязан: быть лучше готов, 25 раз перепроверить факт из разных источников, прежде чем опубликовать его, следить за тем, что ты говоришь и как ты говоришь. Словарь ударений русского языка – настольная книга должна быть до сих пор, и не потому, что это нудная старорежимная история, нет. Если вы говорите с публичной трибуны – у вас есть ответственность. И все это в одной фразе Нинель Ивановны, за что я очень благодарна и буду всегда тепло вспоминать ее за этот очень мощный урок».

«Мне в этих стенах повезло встретить таких неравнодушных педагогов, которые помогли связать ту самую необходимую базу и то новое, что интересовало меня и мое поколение. На этом стыке и получилось что-то – я сейчас очень благодарна, что эта база у меня есть».

©Аида Асадуллина / Журналист Online

«В откровенности – сила»

Саша Спилберг считает, что рекламировать то, что не нравится – это неуважение как к себе, так и к зрителю. Успех сопутствует откровенности: неважно где – в сетях, на телевидении или просто в обычной жизни. Она рассказала о духовной основе своего труда.

«На ютубе и видео площадках я присутствую с девяти лет, это, можно сказать, – мое призвание с самого детства, я интуитивно это нашла».

«Очень много коллег сошло с дистанции, потому что давление в Интернете [хейтеров – прим. авт.] было серьезнейшее».

«Все, что ты транслируешь, даже если это на коммерческой основе – должно идти от души. Блогер должен задавать формат контента».

«Важно совмещать и творчество, и коммерцию всегда, независимо от количества аудитории. Именно за блогером должно быть последнее слово, когда дело доходит до творческой части и подачи рекламного материала. Иначе это не интересно ни блогеру, ни аудиторию, ни рекламодателю: это совершенно убивает весь эффект».

©Аида Асадуллина / Журналист Online
Чем короче ролики и чем они вертикальнее – тем меньше в них души часто бывает, но не всегда так.
Саша Спилберг

«Самое главное – делиться опытом друг с другом, и как раз ответственность самая большая на медийных фигурах, потому что они имеют возможность связаться сразу с большим количеством людей и показать: «Я тоже переживаю об этом…». Это важно, потому что мы все люди и у нас у всех есть проблемы, а мы часто создаем глянцевую картинку, и я, кстати, тоже виню себя в этом, у меня такое бывает. Но в откровение в сетях – сила, и Lovecast [проект про отношения – прим. авт.] тоже меня этому научил».

«Просмотры – уважение аудитории, я ценю это больше всего. Но с опытом ты понимаешь, что с просмотрами нельзя ассоциировать себя, с психологической точки зрения это очень тяжело. Поэтому мой личный приоритет – контент, аудитория/просмотры, коммерция. В общем в индустрии блогинга, мне кажется, это – коммерция, контент, просмотры».

Просмотры – аплодисменты мира.
Зера Черешнева

«Ключ успеха в блогинге – до 20 лет, потому что ты в этом возрасте не чувствуешь эту ответственность [публичного человека – прим. авт.] и берешь все проекты, экспериментируешь, идешь в ведущие, сумасшедшие вещи придумываешь, и тебя ничего не пугает – это самое классное!»

«Самоценность выстраивается не из денег, популярности и даже карьерного успеха. Когда ты к этому стремишься – ты чувствуешь себя недолюбенным или тебя кто-то сильно обидел, недодал внимания, и классно, когда ты можешь эту энергию переработать и можешь направить в карьеру: тогда ты достигаешь больших успехов. Это вроде бы и благословение, которое двигает тебя в карьере, и в то же время ужасно, что ты с этим живешь. Когда приходишь к большим успехам, которых ты сам даже себе не представлял – начинаешь снова воспринимать себя, во-первых, по своему имени: не Спилберг – просто Саша. И я уверена, что у многих коллег такое тоже было, это замечательный период. И ты понимаешь, что, к сожалению, большинство медийных людей ломаются там, где они понимают, что шли к популярности, деньгам и всей вот этой красоте, а более любимыми себя не почувствовали: мы должны дать это ощущение себе сами, изнутри. Представляете, ты столько сил на это потратил, и вдруг понимаешь, что копал не туда».

«Контент – это отдельная тема: обязательно нужно найти любимое дело. И как раз ты не ломаешься, если у тебя есть любимое дело. И тогда уже популярность, деньги – это все тебе неважно: любишь себя и занимаешься любимым делом – главное».

«Если бы я начинала сейчас, стала бы я в это [блогинг – прим. авт.] ввязываться… Думаю, да. Главное – отстаивать свои границы. Когда начинала я, рынка не было, и я сама диктовала правила, и мне было легче проявляться, открываться миру. Ни за что не нужно извиняться, при условии, что ты никого не задеваешь, не обижаешь, но ты заходишь в комнату, и все должны чувствовать, что это пространство принадлежит тебе. Так же должно быть с контентом: ни за что не извиняемся, потихонечку отгрызаем свою аудиторию, потому что индустрия – гигантская, но не боимся, не стесняемся – вперед!»

17.04.2024
Медиапрактики на журфаке
На журфаке МГУ прошла встреча с представителями СМИ
27.04.2023
О "гробах" и "ласточках"
Спортивное "Что? Где? Когда?" в ответах знатоков
01.03.2023
На привычку есть отвычка
О вреде курения и о том, как избавиться от зависимости – от студентов и для студентов
25.10.2021
Где обитают московские бобры?
В столице и окрестностях поселилось около 40 бобров