«Да, это сложно – быть психологом»

Предыдущая статья Следующая статья

В МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол на тему «Обеспечение психологического благополучия населения»

На круглом столе речь шла о том, что должно быть в обязательном порядке в предстоящем законе «О психологической помощи», как обучаются современные психологи, как предотвратить появление мошенников в этой отрасли и как бороться с думскроллингом.

©Аида Асадуллина / Журналист Online

Психологическая тревожность

О том, как решается проблема психологической тревожности населения в России рассказал Олег Олегович Салагай, заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. «Надо сказать, что для Министерства здравоохранения принципиально важным является подход, который связан со здоровьем и благополучием самого человека», - говорит Олег Олегович. Также он добавил, что очень важно, чтобы пациент получал всю необходимую для него помощь, в том числе, и в области психического здоровья.

Сейчас во всем мире фиксируется тренд, который связан с ростом заболеваний, затрагивающих ментальное здоровье человека, поэтому на данный момент особенно важно, чтобы был постоянный прирост профессиональной помощи. Сегодня такую помощь оказывают врачи-психиатры, врачи-психотерапевты и медицинские психологи.

Однако, как заметил Олег Олегович, психиатрическая помощь на данный момент хорошо урегулирована с законодательной точки зрения. В отрасли психологической помощи, в свою очередь, нет таких четких регулировок. Кто может оказывать психологическую помощь, каким образом, как человек допускается к врачебной практике – это, на данный момент, вопросы, которые остались без ответа. Именно поэтому необходимо законодательное регулирование, чтобы пациент мог получить профессиональную помощь в любой момент.

© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online

Психология и закон

Юрий Петрович Зинченко, директор ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», президент Российского психологического общества, рассказал об истории законодательного регулирования психологии и психиатрии в Российской Федерации.

В России должность психолога появилась только в 1943 году. Тогда в Московском и Ленинградском университетах начинается подготовка профессиональных психологов. В 1966 году там же появляются первые факультеты психологии. Однако выпускаемых специалистов в обоих вузах было около 50 человек. И когда в 1989 году в каждой школе ввели должность школьного психолога, был большой дефицит кадров. В 1992 году появился закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». На очереди стояли и психологи, однако законодательное урегулирование отложилось. И только сейчас начал разрабатываться проект закона «О психологической помощи населению».

Юрий Петрович рассказал о ключевых моментах, которые должны быть в готовящимся Федеральном законе. Во-первых, в первом пункте должно быть четкое определение о том, что такое профессиональная психологическая помощь. Сейчас, и особенно во времена пандемии, развелось большое количество псевдопсихологов. Юрий Петрович показал слушателям несколько слайдов со скриншотами с сайтов, которые предлагают получить психологическое образование за три месяца, неделю, три дня и пр. Также развелось большое количество чат-ботов, которые предлагают психологическую помощь. «Кто будет отвечать за то, что рекомендует бот?» - прокомментировал Юрий Петрович.

Также в законе следует прописать права получателя психологической помощи, чтобы уменьшить случаи шарлатанства и ухудшения таким образом психологического здоровья пациента. Необходимо дать и определение должности психолога, так как в этой отрасли множество специальностей. Психологу надо понимать, с какого момента он может начинать частную деятельность и кому он может передавать информацию, вскрывшуюся в процессе беседы, если ситуация, в которой находится пациент, угрожает его здоровью.

Не менее важным является вопрос о том, с какого возраста человек имеет право посещать психолога в индивидуальном порядке. Должен ли родитель присутствовать на приеме вместе с ребенком, если тому еще нет 18 лет, или же нет – необходимо прописать на законодательном уровне.

Помимо этого, очень важно закрепить роль государства в регулировании психологической помощи и тот бюджет, который будет выделяться бесплатным клиникам. Также необходимо ввести понятие минимального набора знаний, которыми должен обладать человек, чтобы работать психологом. Юрий Петрович отметил, что нужно ввести и периодическое подтверждение квалификации психологом, потому что наука постоянно развивается, но далеко не все психологи следят за этим развитием.

Закон должен создать хорошие условия и для самих психологов. Важно подготовить среду, которая будет привлекать новых профессионалов и требовать от имеющихся психологов постоянного повышения квалификации. Для уменьшения случаев шарлатанства лучшим решением будет создание реестра, в котором будут отображаться только те психологи, которые допущены к профессиональной работе с пациентами.

На вопрос о том, насколько быстро идет разработка закона, Юрий Петрович ответил: «Самое главное – не скорость, а качество … Надо сделать документ, который поможет, а не навредит».

© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online
© Аида Асадуллина / Журналист Online

Обучение психологов

О том, какие условия для обучения психологов мы имеем сейчас и какие еще необходимо создать, рассказала заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Мария Георгиевна Киселева. В начале своего выступления она ответила на вопрос: зачем медицинским психологам нужно сдавать математику при поступлении? «Психология – это наука, которая изучает человека глубоко, с помощью статистических обработок и математического моделирования».

В образовании для психологов есть две линии, как отметила Мария Киселева. Первая из них – теоретическая, которую можно изучать всю свою жизнь. Вторая же – практическая, самая сложная, но самая нужная часть. «Даже врачам легче учиться», говорит Мария Георгиевна. Дело в том, что у врачей во время практики есть возможность использования симуляторов, тогда как психологам необходимо вести практику с живыми людьми и не нанести им при этом никакого вреда. Также Мария Киселева отметила, что медицинский психолог может работать в медицинском учреждении, только пройдя шесть лет обучения. Курсы из интернета тут не помогут.

Мария Георгиевна поддержала утверждение Юрия Петровича Зинченко о том, что необходимо введение обязательной аккредитации. На данный момент, медицинские психологи обязаны получить первичную аккредитацию, состоящую из 80 тестовых вопросов и практической составляющей. Если же медицинский психолог после обучения решит заниматься частной практикой, аккредитация ему не нужна. «Тем не менее, я бы ввела это обязательным», - говорит Мария Георгиевна.

Также необходимо внести в закон обязательную личную терапию для самих психологов, считает Мария Киселева. На данный момент, есть некий процент людей, которые приходят в эту область, имея при этом психологические проблемы. Кроме того, психолог может просто-напросто «выгореть», потому что, чем больше врач работает, тем лучше он понимает всю ответственность, которая ложится на него.

«Да, это сложно – быть психологом», - говорит Мария Григорьевна. Но зато, после шести лет обучения такой специалист действительно может гарантировать пациенту качественное лечение.

Нина Алексеевна Петроченко, директор ГБУ "Московская служба психологической помощи населению", также рассказала о специфике подготовки студентов для работы психологом. На данный момент, отметила спикер, имеется недостаток кадров. Многие люди, получив образование бакалавриата по другой специальности, идут на психолога в магистратуру. На данный момент, люди получает образование психолога вместе с любой приставкой в конце. Нина Алексеевна рассказала, как однажды в резюме наткнулась на должность психолога-аниматора.

«Наше население должно знать, что человек, который получил за три дня психологическое образование, не может быть востребованным как психолог», - сказала Нина Алексеевна.

Также Нина Петроченко отметила, что в область психологии необходимо ввести интернатуру. Новые специалисты хорошо подготовлены, имею опыт работы, но он маленький. На данный момент необходимы стажировки, введение в специальность и защита самого психолога, потому что на данный момент он не защищен. Нина Алексеевна предложила внести в предстоящий закон этапы его реализации, ответственного исполнителя и сроки. Иначе, когда закон выйдет, он не будет работать. Помимо этого, необходимо понимать, что то, что будет прописано в законе, бюджет может просто не выдержать, поэтому необходимо подумать о страховом обеспечении, который будет выгоден для всех.

©Аида Асадуллина / Журналист Online

Потребность в психологе

Нина Алексеевна Петроченко высказалась и о потребности в психологах. Сегодня нужда в психологической помощи только растет. За время пандемии множество психологов отправились в красные зоны и оказали более 56 тысяч услуг. Врачи и военные поняли, насколько важно присутствие психолога для человека, потому что во время любой болезни ему необходимо выговориться, пережить свои чувства, и чтобы их кто-нибудь понял. Поэтому, когда человек понимает, что он попал к профессионалу, то его лечение сразу становится продуктивнее.

О специфике закона «О психиатрической помощи населению» рассказал главный врач ГБУЗ "Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы" Георгий Петрович Костюк. «Закон есть, достаточно четкий, но он внес некоторые ограничения в свое время, что сегодня приводит к тому, что очень многие люди оказываются без этой помощи». Именно поэтому психиатры с надеждой смотрят на сотрудничество с клиническими и медицинскими психологами, так как обращение к этим специалистам, как сказал Георгий Петрович, не так болезненно, как обращение к психиатру. На данный момент, обращение к психиатру – это довольно тяжелый шаг, который требует преодоления многих страхов. И одним из способов для преодоления этого страха является окно психологической помощи.

Также на круглом столе высказался декан факультета психологии Южного федерального университета Павел Николаевич Ермаков. «Мы кого убеждаем в том, что действительно нужна квалифицированная психологическая помощь? Мы говорим это для простого обывателя или мы убеждаем себя в том, что эта помощь необходима?» - сказал Павел Николаевич. Если у человека возникают психические проблемы в жизни, он, в первую очередь, обратится к своему близкому окружению и только потом идет к психологу.

Важно понять, сказал Павел Николаевич, что психологическая помощь – это квалифицированная, профессиональная помощь. Поэтому такой специалист и должен стоять на первом плане. Однако у психологов тоже есть свои специальности: кто-то работает в экстремальных условиях, кто-то работает с детьми, кто-то – с пациентами в больнице. Именно поэтому необходимо квалифицированное регулирование психологической помощи.

«Профессиональное сообщество выступает тем регулятором, который помогает людям получить правильную, качественную помощь», - добавил Павел Николаевич. Поэтому подготовка психолога-профессионала является важной задачей для высших учреждений.

Юрий Зинченко после выступления Павла Николаевича заметил, что многие люди идут на факультеты психологии, чтобы повысить свои знания и применять их на бытовом уровне. Поэтому нельзя лишать их возможности образования, а надо четче прописать в законе возможность начать профессиональную деятельность.

©Аида Асадуллина / Журналист Online

Специфика психологического образования

О плюсах и минусах в области психологического образования высказалась декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Алла Вадимовна Шаболтас. По ее словам, у многих возникает путаница с понятием профессиональное образование. Курсы в интернете никак не регулируются, а любая частная структура сейчас имеет право выдавать диплом о психологическом образовании. Таких специалистов очень много на данный момент.

Однако, как отметила Анна Вадимовна, в этическом кодексе врача есть такой пункт, как профессионализм. Он очень важен для психологов. Именно поэтому для специалиста очень важно какое-то время пребывать в профессиональной среде, чтобы повышать свой уровень. С 2016 года исключили возможность заочного обучения на психолога, что, по мнению Анны Вадимовны, позитивно влияет на ситуацию, так как это позволит будущим специалистам расти и развиваться еще лучше.

О специфике образования рассказала также Эльвира Эвальдовна Сыманюк, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Департамента психологии Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б.Н. Ельцина. На данный момент в Уральский университет в магистратуру по психологии могут поступить люди, не имеющие базового образования бакалавриата. Как высказалась Эльвира Сыманюк, законопроект должен понимать, что люди должны иметь возможность поступить в магистратуру без бакалавриата, если они делают это для себя. Многие пытаются таким образом преодолеть свои кризисы и побороть некоторые проблемы в психике. Однако в рабочей отрасли специалист должен иметь образование как бакалавриата, так и магистратуры.

Также очень важно отвечать на вопросы людей из регионов о том, что такое психологическая помощь, потому что многие люди путают психиатра и психолога. Это также объясняется и тем, что должность психолога была введена недавно – чуть больше 30 лет назад. Помимо этого, в законе «О психологической помощи» важно досконально прописать должность психолога, как такового, чтобы население умело отличать профессионала от непрофессионала. Эльвира Эвальдовна поддержала идею о том, что в России необходим реестр, который вобрал бы в себя тех психологов, к которым люди могут обращаться без риска для своего психического здоровья.

Завершила круглый стол директор ГБОУ Шуваловская школа № 1448 города Москвы Ольга Александровна Дмитриева, рассказавшая о специфике работы школьных психологов. Если раньше школьный психолог занимался в основном психологической диагностикой, то сейчас он занимается и психологической коррекцией, терапией, консультированием и многим другим. Это также необходимо регулировать с точки зрения закона. Очень важно, говорит Ольга Александровна, чтобы родители не обращались за помощью в странные, подозрительные конторы, которые оказывают психологическую помощь. На данный момент, школьные психологи могут давать консультации не только детям, но и педагогам и родителям.

Ольга Александровна добавила, что необходимо, чтобы у психологов было достаточное количество факультативов, часов, уроков психологической помощи, потому что детям часто не хватает того, чтобы с ними кто-нибудь поговорил и подсказал что-нибудь. «С принятием закона уровень работы школьных психологических служб будут качественнее», - сказала Ольга Александровна.

В конце круглого стола спикеры ответили на вопросы журналистов и поделились методом борьбы с думскроллингом. Нина Петроченко сказала, что нельзя позволять новостной ленте руководить собой. Лучшим способом борьбы с этим явлением станет ограничение того времени, которое вы тратите на новости. Надо выделить себе час, в течение которого читатель просматривал бы новостную ленту, но не более того. Это позволит контролировать количество поступающей информации. Также очень важно уделить такое же количество времени на другие активности. Например, подсчитывать количество шагов, пройденных за день. Если ты прошел на одну тысячу шагов больше, то это тоже новость, но уже хорошая. Помимо этого, нельзя забывать о том, что в нашей жизни есть моменты, во время которых нет никакого желания смотреть в новостную ленту. Эти периоды надо также удлинять и делать как можно больше того, что нравится человеку, а не что приносит ему страдание.

08.11.2021
Лабиринты памяти
Выставка работ немецкого фотографа Томаса Деманда в Музее «Garage»
22.11.2022
«О видящий! Закрой глаза и смотри»
Вадим Демчог, театр «Арлекиниада» и спектакль, в котором играют зрители
25.03.2020
«Когда человек несчастлив, его сразу видно»
О счастье, успехе и страданиях рассказал корреспонденту «Журналиста Online» философ Дмитрий Родзинский
16.12.2021
Наброски портрета художника в юности
История тринадцатилетней Вари Радьковой