Аутентичные снимки

Предыдущая статья Следующая статья

Как проверить подлинность фотографии в цифровую эпоху?

На ВДНХ в лектории павильона «Рабочий и колхозница» в рамках зимней образовательной программы прошла лекция, посвященная фотографии в цифровую эпоху. Заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ, доцент Олег Бакулин и преподаватель кафедры Мария Ромакина рассказали, как верифицировать фотографии и легко ли сегодня обнаружить подделку.

©Александр Князев

«Фотография предоставляет свидетельства. О чем-то мы слышали, однако сомневаемся — но, если нам покажут фотографию, это будет подтверждением».

Олег Бакулин: «Известная фраза Сьюзен Cонтаг, автора серии эссе о фотографии, скорее относится к аналоговой эпохе, когда снимки печатали на бумаге и зачастую воспринимали как отражение реальности. Считалось, что фотографии можно целиком и полностью доверять. Такое отношение к ней стало меняться в 1990-е годы, с переходом на цифровые технологии. Некоторые исследователи даже стали говорить о том, что применительно к цифровому фотоснимку вообще некорректно упоминать термин «фотография». Это нечто другое – некая база данных, информация, которую можно быстро и незаметно редактировать».

Три категории фотографий

Мария Ромакина: «Фотографии не однородны. Существуют миллиарды самых разных фотографий. Те, которые публикуют в СМИ, условно разделим на три категории: новостные, жанровые и все остальные (модные, рекламные, прикладные). Что можно сказать про новостную фотографию? Она всегда привязана к событию. Требования к подлинности новостного снимка максимально жесткие: не столь важны художественные детали и авторский подход –  важно показать событие. Совсем иная ситуация с жанровой фотографией. В ней есть привязка к факту, но она не столь принципиальна. Если вы опубликуете жанровый снимок через год после съемки, он все равно будет интересен. Авторская интерпретация происходящего здесь может быть максимальной, фотограф свободен в выборе художественных приемов. Третья категория – это чистый вымысел. Здесь нет никакой новости. Мы, конечно, можем говорить о подлинности вымышленной фотографии, но это игра».

©Александр Князев

Легко ли обнаружить подделку?

Олег Бакулин: «Сегодня инструменты цифровой обработки изображений столь эффективные, столь высококлассные, что обнаружить вмешательство, которое меняет смысл фотографии, очень трудно. Применительно к фотографии XIX века это было значительно легче сделать».

Что можно верифицировать в фотографии?

Мария Ромакина: «Что можно проверять? Мы предлагаем три группы критериев. Первая относится к содержанию: событийная достоверность (какие люди изображены, где происходит событие, какого числа, в котором часу), подписи под снимком. Если вы когда-нибудь открывали сайт агентства «Ассошиэйтед Пресс» или «Франс Пресс», то видели, что каждый снимок сопровождается текстовым блоком. Он часто очень важен для понимания смысла фотографии.

Вторая группа – это технические параметры: тип камеры и объектива, значения выдержки и диафрагмы, светочувствительность матрицы, наличие или отсутствие манипуляций, изменения авторского кадрирования, которое может вести к изменению смысла.

Наконец, третья группа – авторские права. Здесь строго различают авторство и правообладание, ведь автором снимка является конкретный человек, а правообладателем может быть его работодатель (издательство, фотоагентство)».

Как проверить фотографию на подлинность?

Мария Ромакина: «Изучив инструментарий открытого доступа, мы предлагаем алгоритм, который может использовать любой человек. Что следует сделать и в каком порядке? Первым делом –  установить автора и правообладателя. Затем провести первичный визуальный анализ – обнаружить различные «третьи ноги», «восьмые руки» и т. д. Далее следует машинный анализ с использованием программ Forensically, FotoForensics или их аналогов, а после него – сопоставительный анализ. Если же важно знать, публиковался ли снимок прежде, где и когда он был впервые опубликован, то обращаются к поисковым системам с функцией поиска по картинке – Yandex, Google, Bing, Baidu и др.

©Василий Корнеев

Сомневаться во всем

Олег Бакулин: «Те, кто занимается проверкой информации, говорят, что самое главное правило при работе с печатным текстом, фото, видео – сомневаться во всем. Особенно этот принцип касается фотографий, обладающих так называемым «вау» эффектом, – ярких, сенсационных».

Он за вас решил, что вам не надо!

Олег Бакулин: «Технологии умнеют день ото дня. Возможно, вы слышали, что несколько лет назад появился фотоаппарат, который запрещает владельцу делать банальные снимки. Он устроен так:  вы наводите объектив на Эйфелеву башню, а фотоаппарат блокирует функцию съёмки. Он за вас решил, что вам не надо! Камера сверяется с интернетом, с огромным количеством изображений Эйфелевой башни, понимает, что этот сюжет банален и не разрешает снимать».

«Серая зона»

Олег Бакулин: «И фотожурналисты, и исследователи говорят о так называемой «серой зоне» в обработке фотографий. В 1990-е годы проводились опросы фоторедакторов газет и журналов. Цель опросов – понять, до какой степени допустимо обрабатывать фотоснимки. Выяснилось, что редакторы газет оказались более консервативны, чем редакторы журналов. Потом опросили фоторедакторов общественно-политических журналов и «глянца». Как нетрудно догадаться, последние оказались более терпимы к обработке фотографий. Тогда как редакторы общественно-политических изданий сказали: «Нет-нет, здесь меняется смысл, здесь меняются акценты – ограничения есть».

Последнее слово за человеком

Мария Ромакина: «Любой машинный анализ не является надежным на сто процентов. Всегда стоит помнить, что именно человек определяет, подлинна фотография или нет».

14.07.2021
Десятиметровые великаны
Мемориальный комплекс “Героям-панфиловцам” в Подмосковье
07.07.2022
Женщины ушедшей эпохи
Выставка советской фотографии в Lumier Gallery
07.12.2021
“Первая сессия - это даже не ЕГЭ”
Студенты-старшекурсники рассказали о своем опыте сдачи первой сессии и лайфхаках для подготовки к экзаменам
12.10.2020
Нужно ли нам говорить?
Кандидат философских наук Анна Костикова ответила на вечные вопросы о современной коммуникации на фестивале NAUKA 0+