Баттл пиццы, суши и гамбургеров

Предыдущая статья Следующая статья

Почему мы предпочитаем одну национальную кухню другой?

Доктор философских наук, профессор социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Азат Рахманов на  лекции «Глобальное кулинарное пространство: баттл пиццы, суши и гамбургеров» поделился результатами своего исследования о тенденциях развития кулинарии в современном мире.

©Алена Филоненко

Прежде всего эксперт объяснил, что он подразумевает под кулинарией. Пища чаще всего является продуктом «взаимодействия труда и творчества» человека. «Кулинария – это  приготовление пищи  и вместе с тем специфическая отрасль производства», – подчеркивает Рахманов.

Сейчас происходит активная глобализация общества, и этот процесс затрагивает также кулинарию: «В эпоху глобализации каждая национальная кухня продолжает развиваться в единстве   старого и нового: с одной стороны, готовятся классические блюда, с другой – возникают новые, благодаря развитию  технологий, повышению квалификации работников и заимствованиям из других национальных кухонь».

Азат Рахманов также отметил, что глобализация в области кулинарии приводит к   конкуренции и взаимодействию  национальных кухонь  всех стран мира. В этом пространстве каждый потребитель имеет возможность выбирать среди множества разных  кулинарных традиций.

Рахманов рассказал о своём исследовании «кулинарных держав мира». Среди 50 государств лидерами оказались Италия, Япония и Китай. В то же время русская кухня едва ли может называться популярной среди потребителей во всём мире. Чем же объясняется подобная ситуация?

Эксперт выделяет несколько важных факторов.

Во-первых, страны должны обладать относительно большой территорией с теплым, мягким, умеренно-влажным климатом, отличаться природным разнообразием, иметь выход к морю. Эти факторы позволяют получить самые хорошие продукты для будущих блюд.

Во-вторых, разнообразие и высокое качество блюд связано с сословно-классовым неравенством, существующим в том  или ином государстве, что  позволяют создавать «элитные продукты» для  высших слоев общества.

Кроме того,  в  стране не должно быть религиозных запретов на употребление тех или иных продуктов. Неприемлемые для большинства людей   насекомые, пресмыкающиеся и т.д.  также не должны использоваться в национальной кухне.

Наконец, огромную роль играет «престижность» той или иной державы. Рахманов вспоминает, как вспыхнул интерес к культуре Японии во время бурного развития экономики государства. Именно тогда стала популярной и японская кухня. Ныне роль «модной» страны переходит к Китаю.

«Во всём мире  стираются границы между национальными кухнями, поскольку  интенсивно заимствуются рецепты приготовления блюд. В   отдаленном будущем возникнет подлинно глобальная кухня, которая соединит в себе все достижения кулинарного дела», – подытожил эксперт.

09.07.2023
"Неотменяемые" звёзды
В Москве представили снимки известных людей, сделанные легендарным фотографом Сергеем Берменьевым
20.08.2023
От студента МГУ до председателя Союза журналистов России
Владимир Соловьев стал гостем первокурсников факультета журналистики
15.04.2024
Традиционная редакция СМИ против блогеров и алгоритмов?
Секция журфака МГУ «Платформенные медиа: вызов журналистике и СМИ?» прошла в рамках XV Всероссийского форума деловых СМИ
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать