Угрозы и возможности социальных сетей

Предыдущая статья Следующая статья

На ВДНХ прошла очередная лекция из цикла "Медиапонедельников"

19 июня в лектории павильона "Рабочий и колхозница" на ВДНХ прошла четвёртая лекция из цикла "Медиапонедельников" факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Лекцию "Российская молодежь в соцсетях: угрозы морали или возможности для социализации?" прочитал кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, шеф-редактор научного журнала "Медиаальманах" Денис Владимирович Дунас.

©Ксения Финогенова / Журналист Online

Денис Владимирович начал лекцию с понятия социологии, так как именно эта наука является родительницей медиаисследований. Социологи предложили рассматривать медиа как один из компонентов социального организма, который функционирует в соответствии с логикой жизнеобеспечения всей системы.

Затем лектор рассмотрел медиа как агент социализации. Классические социологи ранее не признавали влияние медиа на формирование личности и считали, что медиа превосходят авторитетных агентов социализации (родителей, друзей, учителей, наставников) только в случае, если ребёнок неблагополучный. Но со временем стало понятно, что медиа также способны конкурировать с традиционными агентами, и в современном обществе они встроены в жизнь молодых людей, особенно детей. Так, медиа могут выступать агентами первичной и вторичной социализации, а также самосоциализации.

"Медиасоциализацию следует рассматривать как сложный процесс, который зависит от того, на каком этапе жизненного пути находится сейчас молодая личность человека, и это не детерминировано никакими внешними факторами, никакими внешними конструктами в виде возраста, пола, места проживания и уровня образования", - сказал Денис Владимирович.

Далее лектор перешёл от теории к практике, проанализировав результаты эмпирического исследования медиапотребления молодой личности, которые вошли в книгу "Медиапотребление “цифровой молодежи” в России". По итогам исследования структура медиапотребления такова: 99.9% – социальные сети и мессенджеры, 60.2% – мобильные приложения, 36.0% – ТВ, радио и газеты/журналы – меньше 25%.

Денис Владимирович также поделился результатами ещё одного исследования, которое посвящено наиболее распространённым среди молодёжи сообществам в социальной сети VK и Telegram-каналам. В общей сложности было изучено 1135 публикаций. Рассмотрев некоторые из них, Денис Владимирович выделил в их содержании ключевые фреймы (т.е. темы и их место в системе ценностей, господствующих в обществе). Таковыми стали "отечественный хип-хоп", "отечественная культура", "детство", "традиционные ценности", "память и скорбь", "сильная Россия", "честь и достоинство". "Угроза морали", о которой говорится в теме лекции, состоит в определённых фреймах, идущих вразрез с общепринятыми ценностями. Чтобы этой угрозы избежать, нужно обучать детей медийной грамотности.

26 июня пройдёт заключительная лекция из серии "Медиапонедельников". С темой "Блогеры должны платить налоги…? Давайте разберемся!" выступит доцент, кандидат филологических наук, заместитель заведующего кафедрой теории и экономики СМИ Сергей Сергеевич Смирнов.

15.06.2024
"Всё это – кошмарный сон"
На журфаке МГУ состоялась премьера спектакля "Сублимация"
07.12.2021
Шанс для новых экологических проектов
Как гранты помогают молодым людям начать свое экодело
04.10.2024
Нескучный Гомер
Античный киновечер прошел на журфаке МГУ
24.07.2020
"Я влюбилась в них сразу же!"
О бально-спортивных танцах «Журналисту Online» рассказала кандидат в мастера спорта Алёна Соболева