19 июня в лектории павильона "Рабочий и колхозница" на ВДНХ прошла четвёртая лекция из цикла "Медиапонедельников" факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Лекцию "Российская молодежь в соцсетях: угрозы морали или возможности для социализации?" прочитал кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, шеф-редактор научного журнала "Медиаальманах" Денис Владимирович Дунас.
Денис Владимирович начал лекцию с понятия социологии, так как именно эта наука является родительницей медиаисследований. Социологи предложили рассматривать медиа как один из компонентов социального организма, который функционирует в соответствии с логикой жизнеобеспечения всей системы.
Затем лектор рассмотрел медиа как агент социализации. Классические социологи ранее не признавали влияние медиа на формирование личности и считали, что медиа превосходят авторитетных агентов социализации (родителей, друзей, учителей, наставников) только в случае, если ребёнок неблагополучный. Но со временем стало понятно, что медиа также способны конкурировать с традиционными агентами, и в современном обществе они встроены в жизнь молодых людей, особенно детей. Так, медиа могут выступать агентами первичной и вторичной социализации, а также самосоциализации.
"Медиасоциализацию следует рассматривать как сложный процесс, который зависит от того, на каком этапе жизненного пути находится сейчас молодая личность человека, и это не детерминировано никакими внешними факторами, никакими внешними конструктами в виде возраста, пола, места проживания и уровня образования", - сказал Денис Владимирович.
Далее лектор перешёл от теории к практике, проанализировав результаты эмпирического исследования медиапотребления молодой личности, которые вошли в книгу "Медиапотребление “цифровой молодежи” в России". По итогам исследования структура медиапотребления такова: 99.9% – социальные сети и мессенджеры, 60.2% – мобильные приложения, 36.0% – ТВ, радио и газеты/журналы – меньше 25%.
Денис Владимирович также поделился результатами ещё одного исследования, которое посвящено наиболее распространённым среди молодёжи сообществам в социальной сети VK и Telegram-каналам. В общей сложности было изучено 1135 публикаций. Рассмотрев некоторые из них, Денис Владимирович выделил в их содержании ключевые фреймы (т.е. темы и их место в системе ценностей, господствующих в обществе). Таковыми стали "отечественный хип-хоп", "отечественная культура", "детство", "традиционные ценности", "память и скорбь", "сильная Россия", "честь и достоинство". "Угроза морали", о которой говорится в теме лекции, состоит в определённых фреймах, идущих вразрез с общепринятыми ценностями. Чтобы этой угрозы избежать, нужно обучать детей медийной грамотности.
26 июня пройдёт заключительная лекция из серии "Медиапонедельников". С темой "Блогеры должны платить налоги…? Давайте разберемся!" выступит доцент, кандидат филологических наук, заместитель заведующего кафедрой теории и экономики СМИ Сергей Сергеевич Смирнов.