12 октября в рамках Всероссийского Фестиваля НАУКА 0+ состоялся круглый стол НАММИ «Искусственный интеллект и Big Data в теоретическом поле медиаисследований». Мероприятие проходило в здании факультета глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова и включало в себя выступления представителей ведущих вузов России: МГУ, СПбГУ и ВШЭ.
В своем вступительном слове декан факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломонсова, академик РАО Елена Леонидовна Вартанова рассказала о создании НАММИ в 2011 году и поблагодарила членов ассоциации, которые подготовили доклады.
«Поскольку НАММИ включает исследователей со всей России и не имеет никаких идеологических внутренних барьеров мы рады представить сегодня не только людей, которые выступают от имени факультета журналистики МГУ, <…> но также мы должны отдать должное сооснователю НАММИ СПбГУ, а конкретно Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций. И мы также рады продемонстрировать свое единодушие с коллегами из Высшей школы экономики», – сказала председатель НАММИ Елена Леонидовна Вартанова.
Первой выступала заведующая кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ Камилла Ренатовна Нигматуллина с докладом на тему «Журналистская культура в эпоху искусственного интеллекта: профессиональные роли и ценности». Она предложила изучить теоретический аспект внедрения искусственного интеллекта в журналистику, возможную трансформацию базовых принципов работы в медиасфере и профессиональных практик под влиянием ИИ. Спикер подчеркнула, что на данный момент не существует единого решения в вопросе регуляции искусственного интеллекта в сфере журналистики. Поэтому университетское сообщество пока что пристально наблюдает за новым явлением, которое может привнести изменения в профессиональные роли и ценности журналиста. Камилла Ренатовна, отвечая на вопрос одного из слушателей о внедрении изучения ИИ в вузы, призналась, что профессора и эксперты в области Big Data сами зачастую вынуждены познавать новое вместе со студентами, поскольку предмет изучения постоянно модернизируется и приобретает больше технологических возможностей.
Следующее выступление на тему «Роль ИИ в формировании будущих медийных профессий: навыки и компетенции XXI века» представили заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ Владимир Александрович Евстафьев и исполнительный директор рекламного агентства «Evstafiev agency» Максим Алексеевич Тюков. Владимир Александрович Евстафьев обрисовал круг наиболее животрепещущих и спорных вопросов в сфере ИИ. Например, допустимость использования искусственного интеллекта в процессе написания научных работ и проблема верификации данных, полученных от ChatGPT и его аналогов. Спикер также отметил нехватку квалифицированных преподавателей, способных дать обширные фундаментальные знания студентам по данной теме.
Затем Максим Алексеевич Тюков перешел к основной части доклада и представил занимательные примеры использования искусственного интеллекта в сфере рекламы. На сегодняшний день некоторые крупные компании генерируют успешные рекламные ролики только на основе различных моделей ИИ. Кроме того, автор доклада рассказал о социально-творческом проекте «#ПоверхГраниц», в рамках которого модели ИИ активно используются для помощи детям с задержками в развитии и развития их творческого потенциала. В завершении спикер перечислил наиболее известные модели искусственного интеллекта для генерации контента различных форматов, а также разобрал их преимущества и недостатки.
Завершил круглый стол НАММИ доцент Департамента социологии НИУ ВШЭ Сергей Геннадьевич Давыдов докладом «Дипфейки как социальная проблема: угрозы и решения». Поскольку сегодня синтез изображений с помощью искусственного интеллекта приобрел широкое распространение, появились новые пути формирования фейковых новостей и новые угрозы для глобального доверия общества к медиа. Спикер подробно описал возможные пути решения этих актуальных проблем.