9 июля напротив Главного корпуса МГУ имени М. В. Ломоносова участники фестиваля «Ретрорейс» погрузились в эпоху 1970-х — 1980-х годов. На выставке представили экспонаты Музей Транспорта Москвы, автоклубы и частные коллекционеры.
©Артём Овчинников / Журналист Online
Как рассказывает Антон Гурков, экскурсовод Музея Транспорта Москвы, одним из сохранившихся с советских времён экспонатов стала «Волга» ГАЗ-24-04 в цвете «резеда», выпущенная в 1973 году Горьковским автомобильным заводом. Особенность этой машины в том, что изначально она создавалась для работы такси, поэтому несколько отличалась от других легковушек как технически, так и визуально. Например, обшивку салона выполняли строго из кожзама.
©Артём Овчинников / Журналист Online
Интерес у публики вызвал и транспорт специального назначения, например, тротуароуборочная машина ТУМ-975. Представленный экземпляр привезли из Вологодской области. Оказалось, что из немалого числа выпущенных машин до наших дней дошло ничтожное количество. «Пришлось повозиться, чтобы транспорт был восстановлен, и с тех пор он стал полноценной частью коллекции Музея» — отмечает Антон Гурков. Экскурсовод также отметил интересную судьбу эвакуатора МАЗЗИЛ. В Советском Союзе на многих предприятиях существовал самодельный транспорт, чтобы что-то куда-то перемещать. Примером подобного конструктора является безальтернативная машина, собранная коллективом Филёвского автобусно-троллейбусного парка. Это гибрид, чьими главными вкладчиками выступили МАЗ-200 и ЗИЛ-157. Как пояснил экскурсовод, перед рабочими поставили задачу: соорудить тягач для перетаскивания неисправных транспортных единиц в ремзону на смотровые каналы. Поэтому, исходя из возможностей, создали такой «винегрет» для нужд завода. Никаких стандартов эта самоделка, конечно, не имела.
©Артём Овчинников / Журналист Online
«На фестивале есть один автобус, который иллюстрирует состояние машины «до-после» и «после-до», что очень ценно для наших посетителей. То есть, с одной стороны, мы можем посмотреть, каким автобус был новый, потом мы можем увидеть, что с этим автобусом делает время и история. И в обратную сторону, как люди с помощью своих стараний и превозмогания трудностей и проблем могут из «дров» воссоздать машину идеального состояния» — добавляет Антон Гурков.
Более того, на выставке продемонстрировали первый образец автобуса ПАЗ-652Б — таких сохранилось всего три экземпляра. Автобус ознаменовал начало эры ПАЗ, что продолжается и по сей день. Транспорт подобного формата до сих пор выпускаются, но выглядят совершенно иначе. Более того, это одна из визитных карточек советского и российского автобусного автопрома. Антон также рассказал интересный факт про данный экземпляр: «В начале 60-х годов на Сокольническом вагоноремонтном заводе были модернизированы всего два автобуса, обновлены и привлечены в это исполнение, которое стоит перед нами. Это катафалк. В обычном автобусе сидения стоят поперек, здесь же их все убрали и лавочки идут вдоль бортов, как в метро, а люк сзади был расширен целиком до двери».
©Артём Овчинников / Журналист Online
Интерес посетителей также вызвали первый московский послевоенный грузовик, региональная пожарная машина, самосвалы, грузовые автомобили и автобусы ЛАЗ-695, которые были самые современные в Советском союзе.
Помимо музея транспорта, ретрокары представляли и частные автоколлекционеры. В частное собрание Ивана Кащенко вошли пожарная автоцистерна АЦ-40 (130) модели 63Б 1990 года, РАФ-22031 1994 года, Волга 21-Р 1970 года, "копейка" 1985 года и РАФ-22031 1982 года, которая была действующей каретой скорой помощи.
© Артём Овчинников / Журналист Online
Необычную историю нам рассказал коллекционер старинных автомобилей Вячеслав Аргасов. В его владении имеется полностью самодельная машина «Надежда», названная в честь погибшей жены создателя. Машина начала конструироваться в конце 60-х и была завершена в первой половине 70-х годов.
«Когда создатель её задумал, он мечтал о машине круче, чем у всех. При покупке он мне рассказывал, что у него была дача лучше, чем у всех, квартира лучше, чем у всех, и он хотел машину лучше, чем у всех. “Чайка” ему не полагалась, а “Волга” — это как у всех.» — вспоминает Вячеслав. Автомобиль выполнен в сложном дизайне, его двигатель взят от «Волги», а остальные детали либо полностью самодельные, либо сделанные на заказ. В салоне даже установлен телевизор. Как заметил Вячеслав, создатель легендарной самодельной машины «Юны» впечатлился качеству «Надежды».
©Артём Овчинников / Журналист Online
Важность мероприятия подчеркнул руководитель московского отделения клуба «Lada History» Виктор Румянцев: «На календаре ретро мероприятий, куда интересно приехать и нам, как участникам, и зрителям, не так много. Поэтому это грандиозное событие, во-первых, из-за месторасположения, во-вторых, из-за уникальности экспозиции. И мы собрались под эгидой Музея транспорта».
Клуб «Lada History» — это крупный клуб владельцев продукции Волжского автомобильного завода классических моделей, в клубе больше состоит около 60 членов и более 100 машин. Объединение уникально тем, что в нем собран транспорт, находящиеся в заводском состоянии. Это либо сохраненные машины, либо доведенные до такого состояния путем реставрационных работ.
© Артём Овчинников / Журналист Online
На площадке фестиваля для гостей организовали мастер-классы, лекции, викторины, а также провели 5-часовое авторалли по Москве.