В этом году МГУ имени М.В. Ломоносова во второй раз стал площадкой для обсуждения цифрового развития в разных сферах – экономике, бизнесе, науке, образовании, медиа.
Ректор Московского университета Виктор Антонович Садовничий отметил, что, согласно недавно опубликованному докладу о цифровом развитии Конференции ООН по торговле и развитию, цифровая экономика продолжает двигаться вперед с головокружительной скоростью. Она позволяет собирать, анализировать, использовать огромное количество цифровых данных практически обо всем.
«Если в 1992 году глобальный интернет трафик измерялся примерно в сотни гигабайт в день, то в 2017 году это уже более 45 тысяч гигабайт в секунду. В 2022 году, как прогнозируют эксперты, он может превысить в 130 тысяч гигабайт в секунду», – заметил В. А. Садовничий.
По словам ректора, развитие цифровой экономики создает принципиально новые возможности, а цифровые данные могут помочь в решении социальных проблем и способны стать мощной движущей силой инноваций.
В.А. Садовничий отметил, что Московский университет оперативно реагирует на новые тенденции и вызовы: два года назад в МГУ был создан центр, который является основным организатором форума.
Ректор заявил, что все существующие алгоритмы обработки и анализа данных в настоящее время основаны на строгих математических методах из широких областей математики (статистики, математического анализа, математической логики, геометрии), однако в ближайшем будущем ожидаемые объемы данных значительно усилят математику, так как пока многие алгоритмы оказываются непригодными при росте цифровых данных. «Это потребует от нас, математиков, пересмотра многих разделов математики, которые применяются в этом направлении, – уточнил он. – Для успешного решения этих задач необходима соответствующая инфраструктура. В Ломоносовском корпусе университета находится суперкомпьютер «Ломоносов-2» – самый мощный компьютер нашей страны, который входит в ТОП мировых компьютеров по рейтингу. Его производительность составляет 5 петафлопс (величина, которой измеряют производительность компьютеров – Прим.ред.), мы планируем нарастить до 7,2 петафлопс. Уже сейчас у него 3 тысячи пользователей из 67 регионов».
Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин отметил, что 20 лет назад самыми дорогими компаниями были Coca Cola, производители автомобилей, электронного оборудования, нефтяные компании. Сегодня в списке ТОП-30 четыре строчки занимают цифровые гиганты – Microsoft, Amazon, Apple, Google. Также в списке и Facebook, и Twitter, и Netflix, и Booking – гигантские маркетплейсы товаров и контента.
«Этот тренд не случаен. В 1990- е гг. в Москве на территории Лужников работал гигантский рынок, куда все ходили вещи покупать. Больше всего на нем зарабатывали не те, кто торговал в палатках, а те, кто организовал это место на асфальте, – пояснил Леонид Левин. – Основными бенефициарами сегодняшней цифровизации также становятся те, кто представляет площадку. Цифровизация просто перенесла эту модель в киберпространство, и разные виды агрегаторов товарного спроса, бронирования гостиниц зарабатывают больше, чем производители».
Левин выделил основные вызовы, с которыми сталкивается общество в цифровую эпоху: шопинг (покупка билетов и одежды, заказ еды и путешествий); образование (различные образовательные площадки, в том числе платформа Московского университета («Университет без границ»); рынок труда (многие профессий уйдут, появятся новые); поколения связи 4G, 5G и искусственный интеллект.
Как отметил Л. Левин, поколение 5G в России планирует широко развиваться с 2022 года: «Если еще недавно, для того чтобы скачать какой-нибудь фильм, мы тратили часы, сейчас – минуты, а при 5G на скачивание уйдет несколько секунд – это существенный рывок».
Он сказал, что развитие цифровой экономки напрямую связано с созданием развернутой нормативно-правовой базы. «Согласно федеральному проекту нормативного регулирования цифровой среды, планируется принять около 50 законов, обеспечивающих применение новых технологий и фиксирующих отношения, возникающие при их использовании», – пояснил он.
О создании нормативно-правовой базы и подготовке кадров говорил и вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Максим Фатеев. Он рассказал о проекте «Цифровая экономика РФ», реализация которого, особенно в инфраструктурной части, положительно скажется на многих сферах.
Также Фатеев отметил, что необходимо создавать больше возможностей для развития стартапов в области IT. В качестве эксперимента он предложил пригласить на площадку ТППР или МГУ от трех до пяти стартаперов, которые реализуют проект за пределами России и в самой России, и познакомиться с их позицией. «Думаю, разговор будет вполне предметным и нам будет над чем работать», – предположил Фатеев. По его мнению, любые цифровые изменения или действия, направленные на совершенствование предпринимательской или общественной среды, должны быть взвешенными и обдуманными.
С докладом на тему «Цифровое будущее российских медиа выступила» декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор Елена Леонидовна Вартанова. Она рассказала о проекте «Медиафорсайт», основанном на 49 глубинных интервью с топ-менеджерами крупнейших медиакомпаний страны, а также экспертами медиасферы, цель которого – обозначить современное состояние медиаиндустрии России в период перехода к цифровому формату и прописать сценарии будущего.
«Российские медиа за последние 20 лет превратились в интересную систему, которая соответствует многим глобальным тенденциям, но при этом сохраняет значительное национальное своеобразие, – продолжила Е. Л. Вартанова. – Мы абсолютно точно попадаем в глобальную модель крупных стран мира, в которых доминирует эфирное телевидение: большая пятерка и те 20 эфирных общедоступных телеканалов, которые формируют повестку».
Как отметила декан, в медиаиндустрии России сформировалась рекламная бизнес модель, и это тоже следствие глобальных процессов, потому что во всем мире в XX веке реклама стала основным источником существования большинства медиапредприятий. В российской медиаэкономике так же, как и во многих странах, отмечается высокий уровень концентрации собственности в руках отдельных крупных компаний, причем главным центром концентрации медиа является Москва.
Вартанова выделила два главных экономических драйвера изменений, связанных с цифровизацией медиа.
«Во-первых, это изменение медиапотребления. Наша нация, которую долгое время считали самой читающей в мире, в середине 1990-х гг. читать перестала. Причины были объективные: газеты печатались нерегулярно, были очень дорогими, с трудом распространялись; книги плохо издавались; у людей не хватало денег на покупку газет и журналов; рекламная модель еще не сформировалась. Поэтому россияне ушли от чтения по объективным экономическим причинам», – сказала декан.
По ее словам, газеты и журналы, мигрировав в онлайн пространство, получили новых конкурентов – социальные сети. Более того, социальные сети, будучи новыми технологическими платформами, начинают поглощать газеты, журналы.
«Как показывают исследования медиапотребления, для очень многих людей вообще не важен источник новостей или информации: достаточно из социальной сети перейти по ссылке на какой-то сайт, который выдает будто бы новости, – подчеркнула декан. – Поэтому, кстати говоря, появляется практика фейков, когда новость маскируется как профессионально сделанный контент и фактически предоставляет недостоверную информацию. Отсюда появляется практика, когда доверие к медиа снижается, но доверие к авторитетам в сети растет».
Другим изменением, по мнению Елены Вартановой, является неэффективность рекламы.
«Самая эффективная реклама начала XX века (массовые товары) уже не актуальна. Товары фрагментируются. Лайфстайлы разводят людей одинакового пола и возраста совершенно по разным аудиторным нишам, и фрагментация ведет к тому, что люди не хотят больше массового контента и даже готовы платить за тот контент, который им нужен, небольшие деньги, но не получать навязчивой рекламы», – сказала она.
«Проанализировав ответы экспертов медиабизнеса, мы выделили на предстоящее десятилетие четыре основных сценария развития медиаиндустрии», - продолжила декан.
Наиболее возможный сценарий, по словам респондентов, – иннерционный. Он предполагает сохранение ныне существующих практик медиапотребления и сохранение рекламной модели в качестве ключевой. Основные черты: доминирующая роль эфирного ТВ как в медиапотреблении, так и генерировании доходов, постепенная стагнация прессы, медленный рост онлайн-сегмента медиасистемы, «цифровой разрыв» между крупными городами и остальной страной.
Другой сценарий – нелинейно-телевизионный, который предусматривает рост доходов от продажи контента при сохранении старой модели медиапотребления, основанной на просмотре телевизионного контента.
Основные черты: быстрый рост парка Smart TV, развитие практик нелинейного просмотра на Smart TV, стабильное положение онлайн-СМИ, появление пула устойчивых масс-медиа в интернете, развитие специализированных СМИ – особенно в онлайне, быстрая деградация advertising-driven сегмента прессы.
Декан обозначила и революционный сценарий, доля которого, по сути, самая нереалистичная. Он предполагает массовый отказ от старых практик медиапотребления и одновременный быстрый рост продаж контента. Особенности: резкий рост проникновения ШПД (широкополосный доступ) в стране, преодоление «цифрового неравенства» между регионами, рост числа мобильных устройств, развитие мобильного ТВ, гибель большей части традиционной прессы, активный рост рынка мобильных приложений, расцвет цифровых кинотеатров и иных ОТТ-сервисов.
Еще одним сценарием является кастомизационный сценарий, при котором реклама сохраняется, но сильно фрагментируется традиционная медиасреда, и это опять-таки будет связано с ростом социальных сетей и с ростом доходов населения. Основная черта: социальная сеть станет главным средством коммуникации и информации, в том числе важным средством работы с общественным мнением.
«Мы понимаем, что медиасистема в России радикально не изменится, – подытожила Е.Л. Вартанова. – Наверное, важными предпосылками сохранения стабильности в медиа является большая территория нашей страны, очень неравномерное технологическое, цифровое развитие регионов, наличие этнических медиа, которые не могут резко перейти в цифровую среду. Тем не менее на фоне определенной стабильности будут набирать силу тенденции, которые через 20 лет наверняка принесут изменения».
Декан отметила, что предположительно собственность в медиаиндустрии сконцентрируется, но появятся гибридные владельцы – это для нас уже очевидно. «Сбербанк решил вложить свои средства в производство сериалов для Rambler, а Яндекс начинает взаимодействовать с ВТБ, – пояснила она. – Платформы нуждаются в кэш-флоу (денежный поток приходит из банков). И сегодня медийные бренды, интегрируясь, превращаются в телекоммуникационно-медийные бренды, подкрепленные экономическими реалиями тех банков, которые далеко ушли в цифровую среду».
По мнению декана, главным средством массовой информации станут агрегаторы. Геймификация разовьется до такой степени, что и сами развлекательные медиа приобретут очень заметные элементы игры. «Игра станет частью развлекательного пространства, потому что уже сейчас мы видим успех определенных медиа, опирающихся на геймифицированный контент», – заметила она.
На вопрос корреспондента «Журналиста Online» о последствиях внедрения геймифицированного контента, чтобы привлечь или удержать внимание молодежи, Елена Леонидовна ответила, что в какой-то степени геймификация полезна, но если все превращать в геймификацию и все через геймификацию продвигать, то, конечно, нельзя получить серьезный аналитический контент и воспитать людей, способных мыслить.
«Геймификацию можно использовать, но это не должно быть основным трендом», – подчеркнула она.