Карты в руки

Предыдущая статья Следующая статья

Что такое коллекционные карточные игры и имеют ли они что-то общее с азартными

Коллекционные карточные игры (ККИ) представляют собой разновидность настольных игр, которые, в отличие от традиционных, используют специальные карты, похожие на вкладыши. Можно сказать, что ККИ – это как компьютерная ролевая игра, только на бумаге.

©Артем Павлычев

В крупных коллекционных карточных играх могут существовать тысячи различных карт. Приобрести все карты одновременно практически невозможно; вместо этого от игроков ожидается, что они будут приобретать карты небольшими наборами (бустерами) и составлять свои индивидуальные колоды, которые потом смогут использовать, чтобы одержать победу над своими противниками на различных турнирах.

Что же представляет собой «Magic: The Gathering» (MTG), или, как ее называют в русском сегменте, «мотыга»? У каждого игрока в колоде должно быть 60 карт. Некоторые из них являются картами ресурсов, некоторые – существ, другие – заклинаний. У карт существ есть такие показатели, как здоровье и урон, и с помощью них игроки могут «сражаться» друг с другом. Цель игры – довести количество здоровья противника до нуля. Как такая вроде бы простая «механика» смогла привлечь столь большую аудиторию?

История ККИ начинается в 1993 году, когда американский математик Ричард Гарфилд разработал новую концепцию игры, назвав ее «Magic: The Gathering» (MTG), которую у нас перевели как «Магия: Собирательство», и организовал компанию Wizards Of The Coast. Идея использования карт была взята из классической (в США) карточной игры, называвшейся «Strat-o-matic Baseball». Игра была посвящена бейсболу, а игроки выступали в роли менеджеров, в подчинении которых находились команды, созданные на основе реальных. Карты иллюстрировались фотографиями спортсменов, каждый обладал собственными статистиками, зависящими от текущих рейтингов прототипа. В «Strat-o-matic Baseball» можно было играть, а можно было просто собирать карты. Такой же принцип остался и в MTG.

©Ольга Шестакова

Самым сложным было придумать, как сделать так, чтобы все игроки были равными, ведь в отличие от обычных карт, в ККИ есть сильные и слабые карты, и составление своей колоды тоже является частью навыка игры в ККИ. Выпустив 6 начальных наборов, Ричард начал продвигать свое изобретение, однако поначалу оно не имело успеха. Спустя некоторое время MTG начали интересоваться ролевики, затем стратеги. Кто-то даже называл эту игру новыми шахматами. В 1995 году появились красивые иллюстрации и проработанный сюжет. Помимо того что игра не теряла актуальности, каждый год добавлялись 3 новых набора карт, входящих в одну редакцию.  Чтобы  повысить популярность компания Ричарда решила продублировать все выпущенные карты, сделав их блестящими. Блестящие карты отличались не только необычным визуальным эффектом, но и редкостью. В 1999 году компанию приобрел производитель игрушек Hasbro. Переломным для MTG стал 2003 год, когда игре «исполнилось» 10 лет. В честь этого был полностью изменен дизайн и выпущена самая крупная редакция карт.

Наконец в 2005 году презентация состоялась в Москве. В столицу приехали не только лучшие игроки со всего света, но и сам создатель – Ричард Гарфилд. Это стало началом распространения MTG в России. Генеральный директор российского клуба настольных игр «Единорог» Евгений Баженов говорит, что даже раньше, в 1990-ых, MTG была популярна среди узкого круга людей, а к 2005 году количество интересующихся стало настолько большим, что им просто не хватало места для игры. Именно поэтому многие начали открывать свои клубы и кружки по интересам, и, хотя «Единорог» и не был первым, сейчас он остается одним из самых крупных клубов в России.

©Ольга Шестакова

Помимо MTG в России пытались пробиться и другие коллекционные карточные игры, такие, как, например, Берсерк. Стоит отметить, что Берсерк официально появился в России раньше, чем MTG. Это была одна из первых русских ККИ. Однако  в 2015 году проект, так и не ставший популярным, был заморожен.

В настоящий момент MTG занимает лидирующие позиции не только на мировом, но и на российском рынке. Например, совсем недавно, в 2018 году, особо редкую карту под названием «Черный Лотос», выпущенную в 1993 году, купили за 87 тысяч долларов на американском аукционе Ebay. Подобные цены  никого не удивляют в мире MTG, так как заядлые коллекционеры всегда мечтают получить что-то редкое. Но не все может быть так хорошо у бумажных карт. Как со временем с рынка уходят бумажные газеты, так же уходит и MTG. Digital-версия этой игры пыталась выйти на рынок много раз, но стать популярной ей удалось лишь в 2018 году. Мало того что игроки смогут перенести все свои бумажные коллекции в онлайн, им больше не придется ездить в клубы, меняться картами, продавать их на аукционах. Однако Евгений Баженов утверждает, что пока на посещении клубов это никак не сказывается. Тем не менее это вопрос времени: в будущем  мы больше не увидим людей, сидящих за одним столом и играющих в MTG.

14.12.2022
«Фотография, сделанная вчера, - уже часть истории»
Где найти и как использовать архивные фото, рассказал заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ Олег Бакулин
07.09.2021
Большой гид по Большому театру
Какие сцены стоит посетить и какие места выбрать
05.12.2022
«Крепим дружбу во имя мира и счастья!»
Международный клуб “Россия-Китай: диалог культур” возвращается в очный формат
04.04.2024
Сквозь кровь и пот к медалям
27 марта завершилось первенство МГУ имени М. В. Ломоносова по боксу