Музыкальный Дэнди 20 века

Предыдущая статья Следующая статья

В музее С.С. Прокофьева рассказывают о самых неожиданных аспектах жизни композитора

Текст: Анастасия Савчук, Арина Хорпякова

В этом году исполняется 110 лет со дня основания Российского национального музея музыки. В честь данного события Музей С. С. Прокофьева помимо основной выставки - «Сергей Прокофьев - композитор, опередивший время» - представлена ещё одна - «Сергей Прокофьев глазами художников». В доме-музее, в котором композитором были написаны одни из самых значимых произведений, интересно будет побывать каждому, ведь личность Сергей Сергеевича крайне неординарна и необычна, а его музыка до сих пор будоражит сердца людей по всему миру.

©Анастасия Савчук / Журналист Online

Сергей Сергеевич Прокофьев своей тяге к музыке обязан в большей степени матери, вышедшей из крестьянского сословия: она часто музицировала, хоть и не имела особых талантов, а сын, не желающий мирно засыпать в своей кровати, подслушивал игру матери из соседней комнаты. В дальнейшем в дневнике композитор писал: «Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена…».

Во многом именно пристрастие Марии Григорьевны к определенным академическим исполнителям, тщательный подбор репертуара, нежность и бережность, с которой она подходила к игре на фортепьяно и сформировали ранний музыкальный вкус Сергея Сергеевича. Маленькому Прокофьеву очень скоро наскучило быть лишь слушателем, и он стал проявлять живой интерес к исполняемой матерью музыке и нередко подыгрывал ей. Уже в пять лет мальчик самостоятельно пишет небольшую пьеску под названием «Индийский галоп», довольно легкую мелодию, чья главная особенностью заключалась в том, что робкий Сережа постеснялся использовать при игре черные клавиши и, тем самым сочинил произведение в лидийском ладу.

Так, будущий композитор выделялся еще с раннего детства, а по мере взросления Прокофьев лишь продолжал удивлять своей исключительностью окружающих. Об этом свидетельствуют многочисленные экспонаты, представленные в экспозиции музея Сергей Сергеевича в Камергерском переулке, по которому некогда Прокофьев разъезжал на редком в то время синем форде, привезённом в СССР из Америки. Композитор всегда тщательно следил за своей неординарной для многих внешностью и образом: бесчисленные бритвенные наборы, тщательно подобранная одежда, пенсне в бархатном футляре фирмы Rivoli – Optique  – все это выдавало в нем истинного денди. Помимо прочего, Сергей Сергеевич носил швейцарские наручные часы из золота, а запонки из полудрагоценного камня в золотой оправе и вовсе были одними из любимых предметов украшения композитора. Рихтер писал о нем так: «В ярких жёлтых ботинках, клетчатый, с красно-оранжевым галстуком. Я не могу не обернуться ему вслед — это был Прокофьев».

Предметы быта, выставленные в музее и долгое являвшиеся частью жизни великого композитора, также свидетельствуют к тяге Прокофьева выделяться. Здесь мы можем увидеть фортепьяно  марки «C.Bechstein», напротив которого расположен стул с бережно повешенной на него кардиганом композитора, губную гармошку «Hohner», шляпу, на которой аккуратно сложены бежевые перчатки и приставленную рядом трость, чья деревянная рукоять выточена в форме собаки. Курительная трубка фирмы Bruyere Garantie из дерева и металла и пепельница в виде туфельки заслуживают отдельного внимания, поскольку демонстрируют любовь композитора к деталям.

©Арина Хорпякова / Журналист Online

Конечно, на дорогих аксессуарах и сувенирах, по большей части привезенных из-за границы, интересы композитора не ограничивались: он был довольно разносторонним человеком, очень интересовался шахматами, потому как считал, что столь непростая игра развивает логическое мышлением, необходимое для написания музыки. Твердое желание преуспеть в шахматах, во многом связанное со стремлением отца композитора разубедить сына в этом намерении, привело к тому, что в возрасте 18 лет году Сергей Сергеевич сыграл в ничью с влиятельным шахматистом Эмануэлем Ласкером, чем впоследствии очень гордился. Позже, обычный на тот момент студент Петербургской консерватории обыграл известного шахматиста Хосе Рауля Капабланку.

©Анастасия Савчук / Журналист Online

Игра в шахматы притягивала Прокофьева своей структурированностью, которая применялась и к построению мелодии. Так, его произведения подчиненны чёткому распорядку и структуре до этого момента не свойственным, но так необходимыми русской музыке, и потому еще при жизни композитор получил звание «крайний модернист». Кроме того, Прокофьев отказывается от стихотворного либретто и заменяет его свободным прозаическим текстом. К симфонической сказке для детей «Петя и волки» слова писал сам и говорил: «Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем».

© Арина Хорпякова / Журналист Online

На творчество Прокофьева существенное влияние оказали в том числе и женщины, о роли которых в музее можно прослушать экскурсию-лекцию. Первая его любовь – представительница знатного рода – Нина Мещерская. Композитор посвятил ей оперу-притчу для сопрано «Гадкий утёнок», слова к которой написала сама Нина, переложив сюжет одноимённой сказки Андерсона.

Первая его жена – испанская певица – Лина Кодина поддерживала Прокофьева на протяжении всей его жизни и даже после того, как он ушёл из семьи. Они встретились в США, в то время композитор работал над произведением «Любовь к трём апельсинам». Именно Лина стала основным источником вдохновения для данной оперы: в честь возлюбленной была названа одна из принцесс.

Вторая и последняя его супруга Мира Мендельсон написала много текстов для музыкальных сочинений, к примеру либретто к опере «Война и мир», в последние годы жизни композитора находилась около него, помогая справляться с болезнью, вызванной внутримозговым кровоизлиянием. Эти нелёгкие времена Прокофьев проводил в коммунальной квартире, в чьих стенах сейчас и находится музей.

Музей С. С. Прокофьева позволяет посетителям прочувствовать всю многогранность образа композитора. На выставке «Прокофьев глазами художников» представлено пёстрое разнообразие отражения личности Прокофьева в живописи, скульптуре отечественных и иностранных деятелей искусства.

©Арина Хорпякова / Журналист Online
23.02.2022
ГЭС-2: от промышленности к искусству
Чем привлекает гостей новый дом культуры в центре Москвы
16.03.2024
Весна - время сдавать!
На журфаке МГУ прошла уже традиционная университетская экологическая акция — Сбор МГУ
16.03.2023
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты
Характеристика человека по любимым книгам
09.12.2021
Как отмечают Новый год в разных странах?
От «Иронии судьбы» и салата оливье до грузинских застольных песен