Мы писали, мы писали…

Предыдущая статья Следующая статья

Секретными способами ведения конспектов с «Журналистом Online» поделились студенты разных университетов

Еще со школы конспектирование материала ассоциируется, скорее, со скучным переписыванием текста, чем с методом систематизирования информации. Заданный на дом параграф – час монотонного копирования из учебника в тетрадь с редкими перерывами для отдыха уставшей руки. В университете медлительность превращается в спешку – нужно успевать записывать за преподавателем. Сбился – либо перескакиваешь на следующую мысль, либо просто оставляешь эту затею до следующего раза.

©https://pixabay.com/

Во многом такое отношение формируется из-за отсутствия лайфхаков и фишек, облегчающих сам процесс конспектирования. Ведь само по себе краткое изложение текста может помочь не только подготовиться к экзамену, но и просто навсегда запомнить важную информацию. Обыкновенный перенос пласта букв с одних страниц на другие ведет только к усталости и представляют из себя пустую трату времени – информация не запомнится, на зачете всплывут одни лишь километры строк.

Начать работу над удобными для понимания записями стоит с ознакомления с самими их видами. Существует множество форм конспектов:

  • Схематический – при помощи схем удобно создавать причинно-следственные связи между понятиями;
  • Плановый – заранее разработанный план в процессе лекции дополняется пометками и комментариями, каждый пункт раскрывается более детально;
  • Текстуальный – цитаты, идущие в логическом порядке;
  • Свободный – все, что душе угодно (цитаты, план, схемы и многое другое);
  • Графический – схематичные рисунки, таблицы, графики с подписями к ним;
  • Майндкарты – особые схемы, позволяющие соединить большое количество информации, тем самым связав ее в единое целое.

 Далее следует определиться с местом ведения текстов – это бумага или экран ноутбука? В исследовании «In-class laptop use and its effects on student learning», опубликованном в издании Computers&Education, авторы приводят статистику, по которой 81% студентов, использующих технику для конспектирования, отвлекаются на проверку почты, 68% общались в мессенджерах, 43% просто сидели в интернете, а 25% играли в онлайн-игры. Однако самодисциплина позволит не пополнить эти ряды и напечатать больше, чем написать. Тем не менее электронная версия в большинстве случаев исключает схемы и таблицы, помогающие визуально запомнить текст.

Затем можно обратиться к самим методам конспектирования. Важно отметить, что единственного верного варианта попросту не существует – у каждого есть свой, удобный. В один момент найденный формат записей поможет сконцентрироваться на материале, избавит от необходимости каждый раз разбирать написанное и расшифровывать непонятные символы.

О привычных способах конспектирования матертиала "Журналисту Online" рассказали студенты разных факультетов.

©https://pixabay.com/

Артур Севикян, факультет журналистики МГУ

"Для меня конспект – просто метод сохранения информации, которую нам передают преподаватели. Самостоятельно подготовленные записи позволяют быстро вспомнить все важные мысли, обозначенные на занятии. Никакого творческого интереса к ведению конспектов я не испытываю, поэтому предпочитаю не писать конспекты от руки, а печатать их на ноутбуке. Такие конспекты несложно писать, да и использовать их при подготовке к экзаменам намного проще, чем рукописные. В оформлении довольно аскетично ограничиваюсь использованием жирного начертания шрифта для выделения заголовков и основных идей. Этого достаточно для того, чтобы легко сориентироваться в материале и найти нужное определение или дату".

Влада Россолько, факультет журналистики МГУ

"Я очень люблю писать конспекты, особенно черной ручкой. Но самое большое удовольствие – нарисовать прямо посреди записей большой цветок или улыбающееся лицо. Плюс из-за этого рисунка я точно запомню содержание темы или главную мысль на этой странице – так уж зрительная память устроена. Обязательно к этому я рисую стрелочки, ярко выделяю темы и пункты, обычно даже использую для них специальные обозначения в виде звездочек. А важные темы и слова выделяю красной ручкой, чтобы в глаза бросалось, хотя иногда кажется, что красным цветом выделена вся страница – в глаза бросается буквально всё. Но я часто забываю выделять все, что нужно, поэтому приходится рисовать красным поверх черной ручки в перерывах между записями. 

Самое сложное для меня – вести конспекты самих лекций. Здесь нет свободной минуты, чтобы обдумать основную мысль, красиво оформить ее и даже выбрать основной цвет этой темы. Ты просто погружаешься в материал и стараешься успеть за мыслью преподавателя. В такие моменты мне очень сложно обдумывать предмет, и конспекты становятся гоночной трассой, где нельзя отставать. 

Дома я обычно перечитываю все, что написала, и это всегда забавно – некоторые слова я сокращаю до одной буквы. Поэтому я переписываю некоторые конспекты, которые не может расшифровать даже интуиция. Мне намного удобнее всю информацию записывать в виде пунктов или коротких фраз, очень удобно при подготовке к экзаменам – все строго упорядочено, компактно и понятно. Также в спокойной обстановке можно разрисовать все маркерами или фломастерами, дать новую жизнь конспекту. Очень уж нравится это занятие, ты с одной стороны работаешь, а с другой – отдыхаешь".

©https://pixabay.com/

Вика Обухова, стоматологический факультет медицинского университета

"Практически всегда с нас требовали конспекты лекций. Особенно важно это был тем преподавателям, чьи предметы напрямую к медицине не относятся (история, физика). Тогда писала только основные тезисы, без углубления в конкретную тему – просто для зачета, много сил на это не уходило.

Профильные дисциплины (биология, химия и так далее) стараюсь писать как можно подробнее, если нужно будет освежить что-то в памяти, смогу понять тему практически с нуля. В оформлении особо не оригинальничаю, важное выделяю маркером, обычно это громкие заголовки, либо начало какой-либо структуры. Схемы у нас редкость, но если и есть, это в большинстве своём опять же для структур. К примеру, в гистологии (разделе биологии, изучающем строение, жизнедеятельность и развитие тканей живых организмов) самое важное – происхождение ткани, из чего состоит (органеллы/слои), ее основные функции.

Если по той или иной дисциплине конспект преподавателю не обязателен, все равно со временем осознаешь, что предмет требует записей, хотя бы для облегченной подготовке к зачету/экзамену. Зачастую информация уже структурирована лектором так, что остается просто на слух записать, лишняя информация в ней попросту отсутствует".

Настя Кругликова, исторический факультет педуниверситета имени А. И. Герцена

"Я храню все самые лучшие конспекты еще со школы – есть несколько тетрадей с очень хорошими записями по истории, которыми я пользуюсь до сих пор при подготовке каких-то работ в университете. И так же сейчас – накопились за два года обучения тексты по предмету, где вел очень хороший лектор. При всех переездах я прежде всего беру с собой свои стопки конспектов.

Для меня этот способ восприятия информации самый действенный. Если я просто узнала что-то новое, не имея возможности если не регулярно, то хотя бы разово применить на практике, это быстро забывается. Поэтому всегда записываю все – лекции на YouTube, любую текстовую информацию на интересующую меня тему, истории, литературе, фотографии. Также это касается книг для себя и университета, к примеру, нам часто дают задание законспектировать монографию, 3-5 работ за семестр, каждая из которых – в районе 500 страниц.

Я просто фиксирую ключевые для себя вещи, важное выделяю цветом или обводкой. Важная составляющая – попытка более-менее систематизировать информацию, представить ее в виде пунктов или таблицы, чтобы была причинно-следственная связь со стрелочками. При подготовке к важным экзаменам я всегда прописываю все, что нужно выучить, цвет помогает визуально запомнить расположение нужных данных на странице. На экзамене это работает как просмотр фотографии – когда часто смотришь на страницу и рассматриваешь, что где находится, в нужных момент просто «пересматриваешь» ее и вспоминаешь нужное".

Маша Петровская, факультет журналистики СПбГУ

"Для меня конспект – это не только про фиксирование знаний, но и про творчество. В оформлении я люблю выделять все важное текстовыделителем пастельного цвета, красиво оформлять заголовки и придумывать разные схемы записи. Для меня важно не только содержание, но и оформление. В этом мне помогли продвинуться университетские факультативы по дизайну – важную часть занятий занимает каллиграфия. Почерк лучше не стал, зато научилась красиво обозначать темы. Раньше я переписывала конспекты в красивые тетради, для меня это было хобби. Сейчас на это нет ни сил, ни времени, поэтому я стараюсь писать аккуратно и понятно сразу.

Составляю их по методу Корнелла — особенно это удобно на предметах типа истории литературы. Этот способ заключается в том, что ты делишь лист на два столбца — поменьше, где будешь писать название подтем, — и побольше, для основного конспекта. Также я использую много сокращений, которые понятны только мне, у одногруппников часто возникают вопросы, кто такие Б. или А2, например.

Последний месяц этого семестра я начала вести электронные конспекты, записывала в текстовом редакторе на планшете. Непривычно, но на сессии проще составлять билеты. Я хотела бы приобрести приложение Notability — с помощью пенсила для планшета удобнее писать от руки. К тому же он записывает слова лектора и синхронизирует их с вашей ручной записью. Это кажется очень удобным, но смущает цена приложения".

©https://pixabay.com/

Дима Смирнов, факультет государственного управления МГУ

"Существует множество способов и лайфхаков для составления конспектов (разделите блокнот на 4 части, пишите в одной самое важное, в другой не самое важное и т.д. и т.п.). Но, как человек ленивый и желающий максимальной эффективно вести себя на лекции могу сказать точно – это бред.

Вся шутка лекций состоит в их скорости (не будем рассматривать медленных, так как там вы скорее всего уснете, а если нет, то спокойно все запишите слово в слово). Обычно нет времени на то, чтобы писать все, что говорят. Поэтому хорошо бы иметь навык быстрого "отделения зерн от плевен".

Сокращайте тогда, когда это возможно, в идеале вообще все (один преподаватель советовал писать по одной букве, но это совсем не то). Сокращайте до 3 букв или до 2 слогов, обязательно используйте схемы и знаки, заменяйте слова на значки (вверх = стрелочка вверх, следовательно = значок следовательно, если есть похожие словосочетания – используйте —||—).

Старайтесь успевать спрашивать одногруппников, если где-то отстали, но будьте осторожны, мысль очень быстро ускользает из головы, а преподаватель не всегда готов ее повторно озвучить.

Если застряли на каком-то слове (забыли, что хотели написать, а возможности спросить нет) у вас есть только 5 секунд. После 5 секунд бросайте это слово, потом спросите отдельно.

Не бойтесь писать коряво – ваша цель зафиксировать информацию, а не выиграть конкурс чистописания (порог "куриной лапы" – возможность самоличного прочтения написанного). Не бойтесь писать на всех плоскостях тетради (переворачивайте, дописывайте вверх ногами, слева, справа, наискосок, так информация будет легче восприниматься потом). Следуйте этим советам и у вас будет самый эффективный (как по времени, так и по затрате сил, так и по информативности) конспект".

06.11.2019
Открывая Тайвань
Путунхуа, лотосы и потерянные чемоданы
27.07.2020
"Ты на суше, я на море"
Два моряка рассказали «Журналисту Online» о работе на парусном судне, пиратах и сложностях в личной жизни
31.07.2020
Однодневное путешествие на "Марс"
"Неземные" ландшафты недалеко от Москвы
13.11.2018
«У России в Европе нет страны ближе, чем Италия»
Главный редактор официального сайта, посвященного туризму в Италии,  о национальном характере жителей Апеннин, еде, вине и необычных местах для путешествия