21 марта на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова состоялся научно-исследовательский семинар декана Елены Леонидовны Вартановой «Актуальные вопросы теории и практики медиа» на тему «Связи с общественностью в креативных индустриях: международный потенциал России».
С докладом выступил Александр Вячеславович Шумский, выпускник факультета журналистики МГУ, президент Национальной палаты моды, продюсер Московской недели моды, реализовавший более 1000 проектов в области театра, кино, искусства, моды и музыки.
Главной темой выступления стал тезис: России необходимо использовать мягкую силу для достижения своих интересов на международном уровне. Мягкая сила – это инструмент по формированию имиджа страны, который позволяет продвигать национальные ценности и политические интересы на мировой арене и показывать их важность другим государствам. Александр Шумский объясняет этот термин так: «жесткая сила – экономическое, военное воздействие, то есть принуждение, мягкая сила – уговоры и переговоры».
Основная проблема России в том, что мягкая сила не используется в достаточной мере на государственном уровне. Александр Вячеславович приводит в пример Китай и США, которые активно продвигают национальные особенности и достижения своей страны по всему миру. В случае с США – это комиксы Marvel, киноиндустрия Голливуда (которая, по замечанию Шумского, «создавалась выходцами из России»), стриминговый сервисы Netflix Apple TV+, Disney+ и многое другое. Мягкая сила Китая – TikTok и AliExpress. Александр Шумский уверен, что США хотят запретить TikTok, потому что это мощный инструмент воздействия на аудиторию. Говоря об AliExpress, спикер подчеркнул, что доставка этой площадки обходится в несколько копеек потому, что логистика покрывается государством, чтобы как можно больше людей заказывали и покупали товары на этой платформе. «У нас все немного по-другому. В Китае российских товаров в год продается на оборот одного дня AliExpress в России», - считает Шумский.
Другие страны тоже стараются использовать мягкую силу. Александр Шумский приводит еще несколько примеров: в Южной Корее это K-pop, в Японии – комиксы Manga и стиль Anime, во Франции – комиксы про Астерикса и Обеликса, в Швеции – Грета Тунберг.
Примером успешного использования мягкой силы в России могут считаться Зимние Олимпийские игры в Сочи (2014) и Чемпионат мира по футболу (2018). Также сейчас активно продвигается социальная сеть «ВКонтакте». Недаром это приложение блокируется в App Store.
«У нас есть этот инструмент, мы должны его использовать. Величие нации определяется не только наличием ядерного оружия, а тем, как ее воспринимают. Мягкая сила сегодня как никогда эффективна и работает как часы», – отмечает Александр Шумский.
Мягкая сила – это еще и один из способов ведения информационной войны, которая развернулась в мире. Продвижение России на международной арене становится не просто важным элементом формирования имиджа, а необходимой мерой в условиях современных реалий.