В павильоне "Рабочий и Колхозница" на ВДНХ 17 июля состоялась очередная лекция из цикла "Детских Медиапонедельников" на тему “Модная катастрофа? Как оставаться в трендах в непростые времена?”. Преподаватель факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Аполлинария Михайловна Солдатова рассказала о трудностях, с которыми в нынешних реалиях столкнулась модная индустрия, и как с ними справляться.
Мода – это не просто одежда, а отражение культурных, социальных и политических аспектов. В феврале 2022 года в России исчезли не только известные бренды, но и социальные сети и основные площадки для трансляции и распространения модных идей. Катастрофа задела все аспекты индустрии моды: начиная от рекламы и заканчивая показами. Российские бренды столкнулись с непониманием, как расширять аудиторию без тех онлайн-платформ, которые стали недоступны.
Аполлинария Михайловна рассказала, как российские бренды справились с вызовами, с которыми им пришлось столкнуться. Если раньше основной канал коммуникации происходил через глянцевые журналы, то теперь нет таких платформ, где это можно осуществить. Тогда российские бренды начали использовать социальную сеть Telegram. Эта площадка напоминает тот вид контента, который производился для печатных изданий, только дает больше свободы. Telegram - удобная платформа, где российские бренды не ограничены редакционной политикой. “Раньше они не могли посмеяться над мемом или сказать, что туфли Tabi похожи на копыта” – пояснила спикер. Более того, теперь в поисках новой ниши в Telegram приходят не гражданские журналисты, а профессионалы отрасли. У них есть политика фактчекинга, они производят более качественный контент. Лектор отметила, что если представить, что в Россию вернутся зарубежные бренды, то они придут в абсолютно новый медиаландшафт. “Они не понимают правил игры платформы и будут вынуждены адаптироваться к новой соцсети. Там есть определенная аудитория, налажен канал коммуникации, и он работает,” – сказала Аполлинария Михайловна.
Далее спикер перешла к вопросу, который волновал многих присутствующих: “Неужели без зарубежных брендов нельзя?” Можно, и российские бренды постепенно смогли заполнить лакуны, которые образовались. Роспуск ячейки модной индустрии не значит, что специалисты пропали. По словам лектора, у нас повторилась история, которая была в конце 1990-ых – начале 2000-ых. Тогда активно начали развиваться модные бутики, в России появились новые бренды – Gucci, Versace и т.д. Сейчас у российского рынка есть такая же возможность: зарубежные бренды и площадки ушли, но представители индустрии могут создать то, что хотят видеть.
В следующей части лекции Аполлинария Михайловна рассказала о брендах. MAAG, который пришел на место ZARA, раскритиковали многие блогеры в соцсетях, ведь он стал неудачным кейсом. Магазин потерял главную фишку предшественницы – создание одежды, похожей на премиум сегмент, но из дешевых материалов. Поскольку ниша концепции магазина ZARA освободилась, её занял LIME, и стал выпускать трендовые вещи по доступным ценам. По мнению спикера, бренд грамотно построил контент-стратегию, зашел через некрупных блогеров, которые рассказывали, как собрать гардеробную “капсулу”, и стал популярным. Что касается премиум-сегмента, в нем тоже есть успешные кейсы. Например, Виктория Молдавская, создатель мультибренда украшений зарубежных дизайнеров VIVA LA VIKA и бренда одежды Choux, закрыла потребность аудитории, которой раньше, до модной катастрофы, на рынке не было. Она создала собственный бренд с его айдентикой и концепцией. Так, все вещи Choux сопровождаются уникальным описанием. Например, “Куртка цвета Беллини” или джинсы “Утро после свиданки”. Как сказала Аполлинария Михайловна, за счет этого они и “выигрывали”, потому что продавали новый образ и смысл. Спикер также рассказала о люкс-сегменте в России. “На данный момент люксовые бренды в России невозможны,”– сказала Аполлинария Михайловна. За каждым люксовым брендом стоит история, изначально у него было медийное лицо. Все модные дома: Saint Laurent, Prada, Chanel, Louis Vuitton – это не просто названия, а имена и фамилии людей, с которых бренд начался. Затем спустя столетия с разными креативными директорами бренд обрастал новыми концепциями и смыслами. Чтобы в России появился люксовый бренд, должно пройти много времени, потому что в этом и состоит его ценность.
В завершение лекции спикер озвучила формулу, состояющую из трех аспектов, как остаться успешным на российском рынке модной индустрии сейчас. Первое, необходимо осваивать новые платформы и производить как можно больше контента, чтобы понимать, какой больше предпочитает аудитория. Далее, важно присутствие бренда в инфополе, необходимо создавать новые смыслы, образы и организовывать мероприятия. И последнее, нужно следить за потребностями целевой аудитории и закрывать их.