"Всё должно кричать!"

Предыдущая статья Следующая статья

На ВДНХ прошла лекция о кликбэйте в спортивных видеоматериалах

10 июня состоялась лекция «Кликбэйт в спортивных видеоматериалах: простить нельзя помиловать» в рамках проекта факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Детские Медиапонедельники на ВДНХ». Слушатели узнали о роли кликбэйта в спортивной журналистике и его влиянии на видеоматериалы. 

©Полина Гнедыш / Журналист Online

Сотрудник кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова и шеф-редактор сайта «Лаборатории научной журналистики» Даниил Алексеевич Хомич рассказал, что кликбэйт – неотъемлемая часть современных спортивных видеоматериалов. Авторы используют этот приём для различных целей: вызвать любопытство у потенциальной аудитории, привлечь внимание зрителей к их творчеству, увеличить трафик посещения какой-либо страницы или распространить контент в социальных сетях. Даниил Алексеевич призвал слушателей не относиться к кликбэйту как к негативному феномену: «Когда человек создаёт какой-либо материал, его надо презентовать, и презентация включает в себя сознательное влияние на адресата для получения необходимого результата. В сфере видеоконтента результат – это клик. Если человек кликнул на видео, это уже успех». Пользователи видеоплатформ имеют возможность выбора из огромного множества видеороликов. Именно эта вариативность, по мнению Даниила Алексеевича, создаёт серьёзные проблемы не только для авторов контента, но и для их аудитории: «Никогда зритель не будет полностью доволен просмотренным материалом. Он будет знать, что на выбранный им ролик приходится десять тысяч других видеороликов, которые потенциально могли понравиться ему больше». 

На примере спортивной журналистики Даниил Алексеевич показал, какие формы может принимать кликбэйт. По словам лектора, многие спортивные контентмейкеры перешли на YouTube из среды практикующих телевизионных журналистов. Несмотря на то, что видеоматериалы на телевидении и цифровых платформах заметно отличаются друг от друга, авторы смогли найти применение некоторым телевизионным приёмам. «Другая платформа открывает перед ними новые возможности, и начинается время экспериментов», – считает Даниил Алексеевич. 

Наиболее заметны эксперименты в жанре интервью. «На телевидении очень понятная раскадровка. Есть портретные интервью, нацеленные на раскрытие личности, а есть интервью-расследования, целью которых является узнать что-либо, – поделился своими наблюдениями Даниил Алексеевич. – Именно в спортивной журналистике была осуществлена попытка гибрида этих жанров. Когда была эра интервью на YouTube, именно это привлекло к спортивной журналистике аудиторию, которая до этого была равнодушна к спорту. Им стало интересно, потому что акцент в таких материалах был сделан не на том, что гость – спортсмен, а на том, что он за человек». Так, возросла популярность динамичных интервью со съёмками живого общения между интервьюером и гостем. По мнению Даниила Алексеевича, в таком формате зрителей привлекает не только смена локаций, но и искренность беседы. 

Лектор привёл примеры кликбэйтов в текстовом сопровождении к популярным видеороликам на YouTube. Одним из них является интервью Виктора Кравченко с художественной гимнасткой Маргаритой Мамун. «За 12 дней оно набрало 1.2 млн просмотров. И дело именно в описании: “Гимнастика: жестокость тренеров, насилие и многолетнее молчание”. Посмотрит даже человек, который не связан со спортом, потому что темы, которые написаны буквально в одном предложении, заставляют человека заинтересоваться»

Также Даниил Алексеевич рассмотрел такое популярное явление видосегмента спортивной журналистики, как медиалига – любительскую футбольную лигу с командами из медийных личностей и профессиональных игроков. Феномен популярности этого проекта, по словам лектора, заключается в вариативности его контента: «Медиалига стала первым проектом, который по сути вместил в себя все жанры. На канале Winline Media League вы можете найти репортажи, записи и обзоры матчей, челленджи, влоги, испытания – и всё это в рамках единого медийного продукта». 

В конце своей лекции Даниил Алексеевич подчеркнул, что спортивным видеоблогерам необходим кликбэйт: «Всё должно кричать, чтобы зрители выбрали наш материал. Из-за обилия контента авторы в любой момент могут потерять зрителей, и это означает, что каждому контентмейкеру по спортивной тематике просто необходимо искать новые пути и виды контента». Именно эксперименты помогают различным авторам привлекать внимание зрителей: «Аудитория приобретает новый способ получения информации, который им нравится больше, и они переходят на другой канал. Даже если новый формат будет сделан хуже. И даже если зритель осознает свою ошибку, уже сработает история про то, что мы выбираем, к сожалению, то, что нравится большинству». 

По мнению лектора, кликбэйт позволяет авторам направлять интересы и эмоции зрителей: «Я считаю, что нам, как бы это не было сложно, от кликбэйта абстрагироваться уже нельзя, если мы хотим, чтобы наш материал вызывал интерес и чтобы наш материал был успешен в медийном поле. Нам не нужно считать, что мы делаем что-то неправильно. Мы должны каким-либо образом пытаться привлечь аудиторию, не оттолкнув». Даниил Алексеевич доказал этот тезис на примере названия собственной лекции: «Я решил, что я не хочу использовать слово “казнить”, потому что вы как аудитория сразу же подумаете: “Казнить!”. Изначально я хотел, чтобы вы были расположены к кликбэйту как к чему-то хорошему. Я хотел донести мысль, что его не надо казнить, – это необходимая составляющая, новые правила игры». 

07.10.2022
Из храма в лабораторию
Какой путь проделывает кусочек фрески, переходя из рук искусствоведа к физику?
27.11.2024
СНОва беседуем о науке
На журфаке МГУ анонсировали программу работы студенческого научного общества в новом сезоне
07.07.2023
Будущее за "Телеграмом"
Сессия о будущем "Телеграма" прошла в инновационном кластере "Ломоносов"
31.12.2020
Предновогоднее настроение
Москва готовится к встрече 2021 года