Любовь собаки не преданнее любви дамочки

Предыдущая статья Следующая статья

"Собака с дамочкой" выпускника ГИТИСА Гоши Мнацаканова будет показана в "Школе драматического искусства"

В театре «Школа драматического искусства» 28, 30 сентября и 1 октября покажут «Собаку с дамочкой», поставленную по рассказам А. П. Чехова. Премьера состоялась в октябре 2021 года в рамках проекта «Режиссерские дебюты в ШДИ». Летом 2022 года «Собака с дамочкой» получила Театральную премию «Московского Комсомольца» как лучший спектакль в номинации «Начинающие». Также по итогам премии, Алина Ходжеванова, исполнившая Анну Сергеевну, сыграла лучшую женскую роль.

©Софья Гладкова / Журналист Online

Режиссер, автор и композитор спектакля, на момент постановки студент 5-ого курса ГИТИСА, Гоша Мнацаканов, предложил пристальнее взглянуть на рассказ А.П. Чехова: писатель в названиях произведений всегда выделял самое главное, а в этот раз собачка фигурирует в названии, но не играет никакой роли в сюжете. Режиссер решил этот вопрос кардинально в пользу собаки, названной кличкой таксы писателя.

Весь спектакль построен на контрасте между собакой как разносторонне развитой личностью, которой присущи животные рефлексы, ее замкнутой, напичканной психологическими проблемами, хозяйки и мужчиной, неадекватно гиперактивным. Все герои действуют внезапно и непоследовательно, поэтому на спектакле сидишь, как на иголках.

Комичная абсурдность поступков и мыслей персонажей накатывает на зрителей со всех сторон, что обеспечивает пробуждение вдохновения всех сидящих в зале. А поддерживает это воодушевление разогрев ярким итальянским пением в стиле металло-диско, пафосным, в прямом смысле слова, деньгосорительным джазом и проникновенной оперной арией, практически посвященной креветке. Последней каплей становится вопрос: зачем с самого начала спектакля на сцене стоит бездеятельный человек чуть ли не в костюме космонавта и… рядом висит наковальня? Как ни странно, эти обстоятельства не связаны.

Спектакль и о любви, причем любви, связывающей всех членов семьи. Так, в тумане навевается воображаемая сценка из «Трех сестер» А.П. Чехова, где отец смог вернуться к дочерям и тепло обнять, хотя сначала и не узнал их. А второстепенный персонаж, взятый режиссером из не лежащего на поверхности нашей памяти рассказа А.П. Чехова, — почтальон (Дмитрий Шишлянников) оставил семью ради работы и не заметил, как потерял ее.

Финал совершенно неожиданный и относит нас к одной из самых знаменитых пьес А.П. Чехова. И смысл его актуален всегда и для всех: не плывите по течению (или не давайте велосипеду бесконечно возить вас по почтовым адресам), — ведите велосипед сами; такой конец раскрывает перед нами еще одну растерянную по чужим адресам судьбу.

Режиссер отмечает, что Анна Сергеевна (Алина Ходжеванова) и Дмитрий Дмитрич (Максим Маминов) никогда не будут вместе, — изменить жизнь друг ради друга для них невозможно. Их любовь — ограниченная. Так и Бром Исаевич (Александр Антипенко), собака дамочки, не будет вместе со своей возлюбленной Каштанкой. Герои не ценят близких, проявляют невнимательность к любимым. Это не просто история о собаке, а повод проанализировать свое поведение и возможности своей воли.

09.12.2024
Из театра в литературу
Сенатор Алексей Пушков и его жена Нина, актриса и писательница, выступили с лекцией о творчестве на журфаке МГУ
11.10.2022
Сибирские кеты и меняющийся климат
Почему кетов считают сибирскими «индейцами»?
11.07.2024
Мечта о великом американском романе
На ВДНХ открылся сезон "Литературных сред" совместно с журфаком МГУ
09.07.2023
В ритме латиноамерики!
В Библиотеке иностранной литературы имени М.И. Рудомино прошел мастер-класс по латиноамериканским танцам