13 декабря на сцене «Театра в Xамовниках» состоялся премьерный показ спектакля Вадима Дубровицкого «Я ничего не помню» по пьесе американского писателя Артура Миллера. Главные роли сыграли два народных артиста России: Валерий Баринов и Наталья Тенякова.
Артур Миллер - американский драматург, автор аналитических драм. Особенность таких произведений заключается в их сюжетном своеобразии: в экспозиции перед зрителем предстают герои с богатым бэкграундом. Основные события пьесы уже произошли за кулисами, и зритель узнает о них через действие на сцене.
В Хамовниках разыгрывается та же концепция. Два главных героя - пожилые люди по имени Лео и Леонора, оказавшиеся в одной комнате. Зритель ничего не знает о них, а их предыстория раскрывается в процессе их столкновения в тесном пространстве, которое заняло не больше трети сцены.
Тесные помещания использовались многими драматургами: так, в маленькой комнате без окон и дверей оказываются персонажи пьесы Сартра «За закрытыми дверьми». Находясь в таком пространстве, разноплановые герои сталкиваются друг с другом и из этого взаимодействия зритель узнает их предысторию: перед ним души грешников, которые попали в ад.
Артур Миллер - один из ярчайших представителей критического реализма, и поэтому пространство на сцене не условно, а реально: Дубровицкий воссоздал бытовую обстановку американского предместья.
Лео и Леонора - бывшие муж и жена, «пробывшие в браке месяц и сорок пять лет». Все их друзья давно умерли, а сын живет в Шри-Ланке и редко пишет родителям. Жена Лео полная противоположность своему супругу: она богатая особа, проживающая свою жизнь яркими моментами и ищущая в них глобальный смысл, в то время как Лео - коммунист, архитектор-альтруист, не ищущий глубокого подтекста в окружающей его действительности.
Различия между характерами Дубровицкий подчеркнул и в костюмах: Леонора одета в джинсовый красный наряд, явно коррелирующий с ее образом легкомысленной старухи. Лео же одет в обычный костюм: рубашка, жилетка и брюки.
«Я ничего не помню» - фраза-рефрен, повторяющаяся Леонорой каждый раз, когда они с мужем вспоминают свое прошлое. «Иногда мне кажется, что я что-то помню, а потом страшно, как будто сама все это придумала. И часто думаю, что жизнь вообще мне приснилась», - произносит женщина. Для нее не имеют смыла ни ее прошлое, ни ее настоящее. «…разве можно обрести смысл жизни? Если его нет, то значит его нет. И тогда ты абсолютно бесполезна».
Ее мировоззрение сталкивается с оптимистическим настроем материалиста Лео. «Дело в том, что с моей точки зрения, я — лучше ли, хуже ли, — но сделал все, что мог — а теперь опять превращусь в то, с чего начал: ведь мы всего лишь химическое соединение, которое умеет разговаривать».
Философский диалог подталкивает героев на теплые воспоминания о своем прошлом. В конце пьесы герои танцуют под блюз, сочиненный их сыном: такое действие резко контрастирует со спорами бывших супругов в начале.
Леоноре пора домой. Лео просит позвонить, но женщина заявляет, что «это будет лишним». Завтра она хочет заглянуть утром - все, что произошло сегодня должно повториться вновь. Но в конце спектакля, когда Лео в одиночестве идет спать, раздается звонок Леоноры. А значит, что в сегодняшнем дне был смысл для обоих.