Текст: Николай Большаков
3 июля доцент факультета журналистики МГУ Григорий Прутцков рассказал слушателям о том, как «фейковые новости» помогают решать политические задачи на примерах из истории, в том числе и современной. Помимо этого, лектор поведал об истоках феномена постправды и поделился советами, как уберечь себя от манипуляции СМИ. Лекция прошла в рамках открытого образовательного проекта «Школа журналистики на свежем воздухе».
Несмотря на то, что составители Оксфордского словаря выбрали «постправду» словом 2016 года, это явление существует не один век. Григорий Прутцков отметил, что постправда зародилась в древности вместе с появлением журналистики. Яркий тому пример – риторика античных ораторов Демосфена и Цицерона, которые в своих речах обвиняли политических противников без предъявления конкретных доказательств. Они создавали максимально неблагоприятный образ оппонента перед публикой, что им успешно удавалось. По мнению лектора, «фейк-ньюс» – это частное «постправды».
И на протяжении всей истории журналистики честность и достоверность информации не раз приносились в жертву государственным и частным интересам. Если для авторитарного Наполеона, императора Франции и завоевателя Европы, было важно создать ореол непобедимости французской армии в прессе, то для американских издателей «фейк-ньюс» стали источником заработка. Первопроходцем в этой области стал Бенджамин Дэй – издатель нью-йоркской газеты «The Sun». Сенсации и выдуманные истории значительно увеличивали тиражи печати, а равно и доходы с продаж.
Однако, несмотря на разоблачения, аудитория продолжала верить печатному слову. В американской прессе, где частные издания преобладали над государственными, «фейк-ньюс» прочно закрепились на передовицах благодаря Джозефу Пулитцеру и в особенности Уильяму Херсту. Последний с помощью «фейк-ньюс» устроил войну между США и Испанией. Так, его газеты и журналы публиковали недостоверные и фальшивые сведения с острова Кубы, где испанцы якобы всячески унижали американских граждан. Апогеем этой информационной кампании стала фальсификация атаки испанцев на американский корабль, который в действительности подорвался на собственной мине. Эта публикация не оставила выбора Конгрессу США, объявившему войну Испании.
С тех пор, отметил Григорий Прутцков, публикация «фейк-ньюс» для создания повода к войне стала регулярной практикой. А появление определения «фейк-ньюс» обязано двум курпным политическим событиям: брексит и выборы президента США в 2016 году.
Дональд Трамп оказался успешным в своем амплуа точно так же, как Джон Кеннеди в телевидении, а Франк Рузвельт в радио. Предвыборная кампания Трампа изобилует фейковыми новостями. Например, его избирательный штаб распространил новость в «Facebook» о том, что Папа Римский одобряет кандидатуру Дональда Трампа на пост президента США. Вся соль этой дезинформации заключается в том, что официальное опровержение прочитало гораздо меньше людей, чем поверивших в нее. Одна из причин проигрыша Хилари Клинтон заключается в том, что она поздно осознала новую информационную реальность «постправды», заключил лектор.
«Facebook» в этом плане можно назвать «рассадником» фейков, ибо алгоритм ленты социальной сети показывает лишь те новости, которые будут интересны пользователям. В конце лекции Григорий Прутцков рассказал о том, как не оказаться обманутым. Для начала стоит вооружиться скепсисом: следует проверять новость, особенно если она носит политический характер, изучать источник информации, где опубликована эта новость, и не доверять «Facebook». Новость заслуживает доверия тогда, когда конкретному событию есть несколько подтверждений.