Синтез классических ценностей и реалий журналистики

Предыдущая статья Следующая статья

На факультете журналистики МГУ состоялась международная научно-практическая конференция

На факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова 3-4 февраля прошла традиционная международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия». За два дня исследователи журналистики из разных городов и стран обсудили актуальные теоретические и практические проблемы индустрии. Конференция прошла в гибридном формате – трансляция пленарных заседаний параллельно шла в официальной группе факультета «Журфак МГУ» в ВК.

©Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова

За время конференции прошли два пленарных заседания, работали 30 секций, 13 круглых столов, Ученовские чтения, Гороховские чтения и Четырнадцатые Грушевские чтения на Моховой.

На первом пленарном заседании в пятницу выступили председатель программного и организационного комитетов конференции, доктор филологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Елена Леонидовна Вартанова, главный редактор, генеральный директор АО ИД «Комсомольская правда» Олеся Носова, президент Ассоциации коммуникационных агентств России Сергей Пискарёв, специальный корреспондент аналитической программы «Постскриптум» Роман Перевезенцев.

Декан факультета журналистики МГУ Елена Леонидовна Вартанова назвала главный тренд современности – текучесть жизни, которая не позволяет делать долгосрочных прогнозов. Новые медиаструктуры появились иначе, чем прогнозировали исследователи журналистики, поэтому она призвала участников конференции думать о новых концепциях – в том числе о старых терминах в новых смыслах, потому что смыслы меняются.

Олеся Носова рассказала о работе издательского дома «Комсомольская правда» за последние три года, начиная с перестройки работы редакции во время пандемии 2020 года. «КП» – не только газета: самые популярные каналы «КП» на конец 2022 года Яндекс.Дзен – более миллиона подписчиков – и Youtube, где у СМИ почти 800 тысяч подписчиков. Сайт издательства стал одним из лидером среди сайтов категории «СМИ и новости», его посещаемость за три года выросла на 50%. Основная тема «Комсомольской правды» – освещение СВО, также они работают на новых территориях России, в том числе в радиоформате. В январе 2023 года команда «КП» награждена правительством РФ за подготовку и распространение специальных выпусков в новых регионах. По исследованию «Медиалогии», в рейтинге цитируемости газет и рейтинге СМИ, пишущих о социальной ответственности, «КП» занимает первое место.

Сергей Пискарёв поднял тему отношения российских журналистов к рекламе, которые, по всей видимости, рекламу не очень любят. Журналистскому сообществу нужно реагировать на законопроекты, которые основываются на непонимании чиновниками пользы рекламы. Сверху регулярно возникают инициативы, запрещающие важную для информирования населения рекламу и убыточные как для медиа, так и для отечественных производителей. На них необходимо реагировать резко и заинтересованно, что редко наблюдается, так как часть журналистов видит рекламу как неизбежное зло, с которым приходится мириться. Более активная поддержка СМИ могла бы способствовать защите медиа и рекламной отрасли от неразумного регулирования.

Также Сергей Пискарёв отметил, что нарратив того, что все традиционные СМИ умирают, неправильный и приносит вред. Во-первых, он не соответствует интересам журналистов – поэтому непонятно, зачем они его поддерживают; во-вторых, из-за этого нарратива рекламодателями принимались спорные и зачастую ошибочные решения.

© Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
© Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
© Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
© Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
© Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова
© Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова

Большое количество рекламных денег отправилось не по адресу, и они были бессмысленно потрачены, потому что парадигму победы Интернета над традиционными СМИ активно навязывали. Нельзя сравнивать телевидение и Интернет: ТВ – самая большая платформа распространения видеоконтента, а Интернет – среда, в которой люди живут, общаются, делают покупки, а не только контент потребляют.

Традиционные СМИ работают очень хорошо, при этом эффективно обосновываются в Интернете, набирая и там аудиторию. Поэтому бренд – очень важная вещь, он может существовать на разных платформах, а люди будут обращаться к бренду за получением достоверной информации. В завершении выступления спикер подчеркнул, что реклама как сфера деятельности и неотъемлемая часть медиаиндустрии изрядно недоисследована в России и призвал теоретиков и практиков объединиться для ее изучения и научного обоснования.

Роман Перевезенцев обратил внимание на то, как расставлены термины в названии конференции – журналистика, творчество, профессия, индустрия – это в целом характеризует классические ценности в подготовке студентов в МГУ, однако сегодня, в первую очередь, журналистика – индустрия: в ней все подчинено главной цели – добраться до внимания зрителя, слушателя, читателя – и, в конечном итоге, до его кошелька. По словам спикера, очень хорошо, что молодые журналисты в стенах университета узнают, что такое классическая журналистика.

Профессия – то, что позволяет нам участвовать в создании этой индустрии. Каждый пытается определить свое профессиональное место – тот, кто может повлиять на медиаменеджмент и направить по определенному пути или просто деталь, нужная для этого механизма, или украшение на капоте механизма, которое нужно, хоть его и может сорвать встречным потоком, но многие будут помнить его как "фичу", привлекательную деталь конструкции.

Также спикер отметил, что в рамках конференции пристальное внимание уделено журналистике как профессии с акцентированием на дне сегодняшнем и завтрашнем: от умения общаться с молодым поколением на их языке до методов ориентирования в новых средах. Мир, во многом, становится виртуальным, но очень удобным для нового поколения, и конференция, по мнению спикера, должна дать журналистам инструментарий для того, чтобы действовать внутри виртуальных новообразований.

Творчество, звучащее в названии конференции не менее актуально, потому что сколько журналист привлечет внимания к своей идее – зависит от его творческих способностей и его коммуникации с аудиторией.

Роман Перезвенцев также заметил, что на конференции исследовалось направлении блогинга, и поделился своим мнением, что, наверное, каждый журналист может стать блогером, но не каждый блогер может стать журналистом. Грань между ними – в ответственности, которой учат журналистов в университетах. Блогеры поступаются закону ответственности и фактчекинга ради громких заголовков, а журналист не может себе позволить его игнорировать. На ряду с этим особенно актуальными сейчас выступают вопросы профессиональной этики и безопасность работы и поведения во время военных действий.

Спикер подчеркнул, что в зоне СВО нет сейчас ни одного профессионального военного журналиста, все журналисты – гражданские. По его мнению, вряд ли это правильно, поэтому в процессе обучения, наверное, нужно давать возможность изучить важные для работы военным корреспондентом дисциплины, начиная с первого курса: от классической конфликтологии, разбивая по годам, до оперативных знаний о том, что происходит.

© Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова

Второй день конференции также начался с пленарного заседания, модератором которого выступила доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ Галина Германовна Щепилова. На нем выступили ученые и преподаватели Московского университета: Мария Михайловна Лукина, Мария Алексеевна Крашенинникова и Андрей Владимирович Замков исследовали «Искусственный интеллект в медиа и журналистике»; Даниил Сергеевич Ильченко, Елизавета Андреевна Стрига рассказали об исследовании под руководством Татьяны Ивановны Фроловой «Технологических инноваций как объекте журналистского анализа деловых изданий России»; Ольга Владимировна Смирнова выступила с темой «Репрезентация социокультурных конфликтов в российской мемосфере: результаты исследования», подготовленной совместно с Галиной Валерьевной Денисовой; Михаил Игоревич Макеенко, Игорь Владимирович Анисимов, и Наталия Дмитриевна Трищенко рассказали о «Российских исследованиях медиа и коммуникации в глобальном академическом дискурсе».

Февральская международная научно-практическая конференция была задумана более 30 лет назад президентом и предыдущим деканом факультета журналистики МГУ Ясеном Николаевичем Засурским и ведущим профессором университета, главным руководителем программного комитета и идеологом конференции Михаилом Васильевичем Шкондиным.

10.12.2020
Шаньдун: кухня двух морей и родина Конфуция
Что едят на родине Конфуция и из чего состоит традиционный завтрак рыбака
20.04.2021
Что общего у Таматоа и Елизаветы Пуховой?
О своем исследовании рассказала победитель подсекции «Журналистика и литературный процесс» на конференции «Ломоносов» Елизавета Пухова
15.10.2020
Изображения банки супа, кока-колы и гамбургера
Возвращение легендарного поп-арта в Россию: полномасштабная выставка Энди Уорхола в Москве
07.10.2022
Почему не надо строить на территории Тянь-Шаня?
Кандидат геолого-минералогических наук Андрей Стрельников рассказал о долгосрочном исследовании землетрясений на территории Тянь-Шаня