Соцсети с самой большой аудиторией в мире

Предыдущая статья Следующая статья

Как выглядят Weibo, QQ и Ren Ren, заменившие в Китае Twitter, Вконтакте и Facebook
©Анастасия Егорова
Для общения в социальных сетях и чатах китайцы используют не обычные иероглифы, а специально придуманные для современных средств коммуникации.

В 2009 году в Китае был заблокирован Facebook, а позже и Instagram, Twitter, Youtube, Google. Жесткая цензура не помешала китайцам разработать аналоги западных социальных медиа. Сейчас почти 650 млн человек в Поднебесной проводят в сетях гораздо больше времени, чем пользователи социальных платформ в США и Японии.

Притча одним твитом

Несомненным лидером среди социальных сетей в Китае является Sina Weibo. Эта платформа ассоциируется с Twitter: хештеги, короткие посты в 140 знаков, прикрепление к твитам фотографий и видео. Впрочем, между социальными сетями есть различия. В отличие от Twitter, платформа Weibo позволяет писать и длинные тексты, потому что китайские иероглифы несут большую смысловую нагрузку. Так, в соцсети развилась новая форма народного творчества «weibo xiaoshuo» -маленькие новеллы в 140 символов.

Так выглядит китайский аналог Twitter — социальная сеть Weibo.
©Алиса Лобова

Твит «Разрыв поколений» рассказывает о директоре фирмы, который отправился в командировку на ночном поезде. Девушка на верхней полке громко слушала музыку, мешая ему отдыхать. Мужчина не вытерпел и попросил попутчицу дать ему поспать. Девушка смущенно ответила: «Конечно, спите спокойно!».

Чтобы понять смысл истории, нужно обратиться к китайской культуре. В Китае существует понятие «социального лица» - оценка обществом соответствия человека принятым нормам морали. «Потеря лица» в Поднебесной часто воспринимается как социальная смерть, поэтому среди старшего поколения не принято делать замечания на людях постороннему человеку. Так, директор фирмы никогда бы не сделал замечание девушке. Но ее поведение оказалось «из ряда вон», поэтому смолчать он не смог. А сама девушка, вероятно, и не подозревала, что может причинить кому-то неудобства.

Пользователи Weibo не стесняются в выражениях, обсуждая внутреннюю и внешнюю политику Китая, поэтому в микроблоге самая суровая цензура среди всех социальных сетей КНР. В 2013 году это стало причиной ухода около девяти процентов юзеров.

В 2011 году активисты Университета Гонконга разработали платформу weiboscope. Цель проекта — размещать в широком доступе посты, которые подверглись цензуре. На основе анализа собранных данных составляется список слов и выражений, за которые может быть удален пост и отправлен в бан аккаунт.

Слова, за которые банят на просторах Weibo, - диктатура, «коммунистические бандиты» (термин, использованный Гоминьданом по отношению к коммунистам во время китайской гражданской войны), Красный террор, протест на площади Тяньаньмэнь 1989 года (серия демонстраций за демократизацию Китая, при подавлении которых, по неофициальным данным, погибли около 2,5 тыс. человек, около 10 тыс. человек получили ранения), борьба среди политических фракций, «желтая утка».

Weibo — главная площадка для критики китайских властей в социальных сетях страны. И самая нелюбимая цензорами, которые проводят в Weibo круглые сутки, отлавливая очередные мемы про партию.
Один из самых популярных политических мемов в Weibo — танки, идущие к площади Тяньаньмэнь в 1989 году, на этой фотографии заменены на резиновых утят.
©

Вместо слов пользователи сети часто используют изображения. Так, культовой стала фотография Джеффа Виденера, сделанная во время протеста в 1989 года. На ней запечатлен человек с покупками на фоне танков. На фотографии танки превратили в больших резиновых уток.

Гигантская желтая надувная утка — это инсталляция голландского художника Флорентина Хофмана, которая была привезена в Гонконг из США в 2013 году. Резиновая утка стала чуть ли не главной достопримечательностью мегаполиса. В течение года копии работы художника появились в других городах Поднебесной.

«Вэнь Шен» происходит от имени бога чумы, распространяющего болезни. Фраза использовалась со ссылкой на бывшего премьер-министра Вэнь Цзябао, поскольку его фамилия произносится аналогично «Вэнь Шене», хотя это два разных иероглифа.

Тигр, поднимающийся на поверхность, используется в рамках кампании по борьбе с коррупцией, развернутой президентом Си Цзиньпином в марте 2013 года. Высшие должностные лица, которых коснулись расследования, назывались «тиграми», в то время как средние и младшие по званию чиновники были «мухами». Фраза «подняться на поверхность» означает, что «тигр» был вовлечен в расследование.

Для упрощения кооперации между блогерами, Weibo разработал инструмент под названием «Микротемы». Функция позволяет вынести любой пост в отдельную тему для обсуждения, создав под нее специальную страницу.

Еще одна особенность сети — возможность создавать опрос. Функция во многом схожа с Google. Вы можете вставлять описание, варианты ответов, устанавливать видимость опроса и его срок действия.

Руководители Sina убедили много китайских знаменитостей присоединиться к платформе. Среди пользователей Sina Weibo китайские селебритис, а также некоторые известные иностранцы, например Пэрис Хилтон.

Sina Weibo — одной из первых китайских социальных сетей стала применять дополнительные языковые версии платформы: на традиционном китайском - для Тайваня, вариант, адаптированный для Гонконга, и английскую версию.

Пошли бутылку в сеть

Второе место по популярности среди китайских социальных сетей занимает Qzone.

QQ - платформа на китайском языке, но для тех, кто не владеет языком, но хочет попасть в сеть, разработчики создали дополнительное приложение для смартфонов - QQ International. По популярности и аудитории QQ сравним с Вконтакте. Однако функционал этой социальной сети намного шире. Участники могут вести блоги, дневники, делиться фотографиями и музыкой, смотреть видео, скачивать игры, использовать голосовой чат. У пользователей также есть возможность декорировать аккаунт по своему вкусу. Но не все дополнительные сервисы бесплатны: для безлимитного пользования необходимо приобрести Canary Diamond («Желтый бриллиант»). Цены на отдельные услуги варьируются. Использование некоторых изображений может стоить 30 юаней за 3 месяца, 60 юаней за полгода, 180 юаней за год.

QQ - это лучший и самый простой способ завести новых друзей онлайн. Для этого разработчики предлагают воспользоваться специальной функцией «Дрейфующая бутылка». Суть проста: пользователь пишет заметку, к примеру, о своих переживаниях, и отправляет ее «в большое плаванье» по социальной сети. Нельзя узнать заранее, кто увидит эту заметку. Может, через день-два какой-нибудь пользователь прокомментирует «дрейфующий пост» и завяжет диалог.

В QQ пользователь может добавить в друзья только 500 человек. Между тем, чем больше пользователь проводит времени онлайн, тем выше дружественный лимит.

Основная аудитория пользователей платформы младше 25 лет. Это люди, живущие в провинциальных городах Китая.

©
Вот так выглядит только что созданный пользовательский аккаунт в сети QQ.

Сети для студентов и хипстеров

©
RenRen — это китайский Facebook. И по аудитории, и по технологиям и сервисам, используемым разработчиками.

Популярную сеть Ren Ren называют китайским Facebook из-за множества функций, заимствованных у платформы Цукерберга. Сеть ориентирована на студентов и тинейджеров. Большинство китайцев, закончив вузы, быстро теряют интерес к Ren Ren. В друзья, как правило, пользователи добавляют тех, кто учится с ними в одном заведении.

Социальная сеть представляет интерес для международных студентов, прибывших в Китай на учебу. В Ren Ren они могут получить информацию об университете, сокурсниках, планирующихся мероприятиях и легче перенести адаптацию в новой стране.

Douban — своеобразный форум, где обсуждают китайское кино, музыку, литературу. На платформе можно узнать о различных культурных новинках, оставить отзывы, участвовать и самим организовывать мероприятия, рекомендовать книги. Douban - потрясающая возможность оценить современное искусство Поднебесной.

Правда, платформа устроена несколько хаотично. Если вы не знаете название музыкальной группы, которую хотите найти, придется потратить немало времени, чтобы сориентироваться среди альбомов, жанров и постеров. Для тех, кто только знакомится с китайской поп-культурой, будет интересно послушать Douban Radio.

Аудитория социальной сети преимущественно люди 18-35 лет с высшим образованием из урбанизированных районов, таких как Шанхай, Пекин, Гаунчжоу. Особенной популярностью платформа пользуется у китайских хипстеров.

©
Любимая китайскими хипстерами сеть Douban. Здесь обсуждают арт-хаус, модную музыку и театр. И анонсируют концерты старых американских и европейских команд. Вот Iron Maiden приехали.
05.07.2023
Должны ли блогеры платить налоги?
"Медиапонедельники" на ВДНХ завершились лекцией о налогах для блогеров
09.10.2022
Когда работа не в радость
Как распознать профессиональное выгорание и справиться с ним
13.07.2023
"Искусство пропаганды" показали в Зарядье
В Москве открылась выставка агитационной живописи советских и современных художников
23.02.2022
ГЭС-2: от промышленности к искусству
Чем привлекает гостей новый дом культуры в центре Москвы